8.5
Челюсти крокодилов чувствительнее пальцев человека - ученые
08 Ноября 2012

ЕРЕВАН, 8 ноя - Новости-Армения. Чувствительность челюстей крокодилов выше, чем чувствительность кончиков пальцев у человека, передает РИА Новости со ссылкой на статью американских ученых, опубликованную в Journal of Experimental Biology.

Некоторые виды крокодилов, как отмечается в статье, находятся на грани исчезновении и охота ни них запрещена. Однако при проверке изделий из крокодильей кожи установить принадлежность особи к краснокнижному виду зачастую можно только по специфической пигментации кожи животного. В ходе подобных анализов, исследователи из Университета Вандербильта (США) отыскали на морде крокодила необычные органы осязания, представляющие собой куполообразные наросты.

Двое ученых Кен Катания (Ken Catania) и Дункан Лейтч (Duncan Leitch) решили подробнее исследовать необычный орган. Биологи с помощью электронного микроскопа установили, что каждый сенсор на крокодильей коже представляет собой куполообразный бугорок, к которым от челюстей крокодила ведет целая сеть нервных окончаний.

"Воинственный образ жизни животного предполагает особые защитные меры для органов осязания. Скорее всего, поэтому хрупкие волокна троичного нерва спрятаны под кожу - это защищает их от повреждений во время атаки", - считает Дункан Лейтч, чье мнение приводится в сообщении.

Биологи решили установить, для чего крокодил использует свои сенсоры. Для этого исследователи в лабораторных условиях изучали реакцию крокодила на различные стимулы, например, изменение солености воды. Крокодила помещали в емкость с водой и изменяли параметры среды, при этом ученые фиксировали активность спинного мозга рептилии. Выяснилось, что хищники на соленость не реагируют.

Затем Дункан Лейтч проверил чувствительность крокодила к тактильным раздражителям. Биолог прикасался к крокодилу волокнами различной структуры и толщины. Лейтч определил, что сенсоры, расположенные рядом с зубами и челюстями чувствительнее, чем кончики пальцев человека.

Кроме того, ученые наблюдали за поведением крокодилов ночью и были удивлены скоростью реакции животных на прикосновения: в течение 50 милисекунд хищники хватали объект, который к ним прикасался.

По мнению Дункана Лейтча, сенсоры нужны крокодилам, чтобы быстро отличить несъедобные объекты от добычи. Известно также, что самки крокодилов разгрызают скорлупу яиц, где находится потомство, тем самым, помогая детенышам выбраться. Ученые предполагают, что именно сверхчувствительные сенсоры на челюстях позволяют самкам совершать подобные аккуратные действия. -0-