-3
Утконосые динозавры умели пережевывать траву лучше лошадей, выяснили ученые
05 Октября 2012

ЕРЕВАН, 5 окт - Новости-Армения. Зубы утконосых динозавров были лучше приспособлены к размельчению и разжевыванию жестких листьев и побегов, чем коренные зубы лошадей, бизонов, слонов и других травоядных млекопитающих, что ставит под сомнение теории об уникальности зубов теплокровных животных, заявляют палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Science.

Считается, что одним из главных конкурентных преимуществ млекопитающих в борьбе за ресурсы с динозаврами, птицами и другими животными были их зубы. В отличие от динозавров, млекопитающие изначально обладали набором из прочных, специализированных зубов, исполняющих строго определенные функции. Считается, что травоядные млекопитающие обладают самыми сложными и эффективными зубами, способными перемолоть даже самые твердые листья растений, передает РИА Новости.

Группа палеонтологов под руководством Грегори Эриксона (Gregory Erikson) из университета штата Флорида в Таллахасси (США) обнаружила, что это далеко не так, изучив устройство зубов гадрозавров (Hadrosauridae) - семейства утконосых динозавров, обитавших на территории Соединенных Штатов и Канады во время мелового периода.

Авторы статьи заинтересовались гадрозаврами из-за останков крайне твердой растительности - хвощей, папоротников и примитивных цветковых растений - в их окаменевших экскрементах. Такая диета не соответствовала общепринятым представлениям о зубах древних рептилий, в соответствии с которыми зубы гадрозавров должны были изнашиваться и сменяться новыми с пугающей скоростью.

Эриксон и его коллеги проанализировали структуру зубов эдмонтозавров (Edmontosaurus), одного из самых распространенных видов утконосых динозавров, при помощи компьютерного микротомографа и лазерного конфокального микроскопа. Получив трехмерные снимки зубов рептилии, они сравнили их с устройством зубов "чемпионов" по жеванию среди млекопитающих - бизонов и лошадей.

Оказалось, что зубы гадрозавров были устроены значительно сложнее, чем считалось ранее. По словам палеонтологов, зубы гадрозавров состояли из шести типов тканей, четыре из которых повторяли по своим свойствам эмаль, дентин, зубной цемент и пульпу, а два были уникальны. По расчетам ученых, эмаль и другие твердые компоненты зуба не уступали в прочности их аналогам в зубах растительноядных млекопитающих.

Кроме того, жевательная поверхность на зубах эдмонтозавров не была примитивной и плоской, как у других динозавров, а была усеяна характерными ямками и бугорками, уменьшающими нагрузку на зуб во время жевания. В отличие от млекопитающих, использующих один набор зубов на протяжении всей жизни, гадрозавры обладали целой "батареей" резервных зубов, постепенно замещавших изношенные моляры.

Таким образом, Эриксон и его коллеги продемонстрировали, что сложная структура зубов не была отличительной чертой млекопитающих и развилась за несколько десятков миллионов лет до появления первых теплокровных животных, специализировавшихся на поедании жесткой травы и листьев деревьев.-0-