Биологи превратили яд черной мамбы в мощный анальгетик
04 Октября 2012

ЕРЕВАН, 4 окт - Новости-Армения. Французские биологи использовали один из ключевых компонентов яда черной мамбы - токсичные белки мамбалгины - для изготоволения мощнейшего анальгетика, превосходящего по силе морфин и не вызывающего зависимости и подавления дыхания, и опубликовали его "рецепт" в статье в журнале Nature, передает РИА Новости.

Черная мамба считается одной из самых опасных и ядовитых змей, обитающих на территории Африки. Ее яд содержит целый набор нейро- и кардиотоксинов, даже в самых небольших количествах подавляющих работу нервных клеток и сердца. Смертельная доза этого яда составляет всего 15 миллиграмм, тогда как змея впрыскивает в свою жертву около 400 миллиграмм смеси.

Группа биологов под руководством Эрика Лингуэльи (Eric Lingueglia) из Института молекулярной и клеточной фармакологии в Валбонне (Франция) изучала действие различных животных и растительных ядов на так называемые кислоточувствительные ионные каналы (ASIC) в нервных клетках.

Как объясняют биологи, именно эти каналы отвечают за распознавание боли и передачу болевого сигнала в спинной и головной мозг. Временная блокировка их работы приводит к появлению частичной анестезии, чего крайне сложно добиться, не повредив эти каналы на всю оставшуюся жизнь пациента.

Лингуэлья и его коллеги нашли в яде черной мамбы сразу два белка, способные временно "отключать" кислоточувствительные каналы в нервных клетках. Оба этих вещества относятся к семейству трехпетлевых белков, похожих по своей форме на руку с тремя пальцами. Ученые присвоили открытым белкам названия мамбалгин-1 и мамбалгин-2.

По их словам, мамбалгины присоединяются и блокируют работу трех основных подвидов ASIC-каналов, участвующих в передаче болевого сигнала, и при этом они не мешают работе других компонентов нервной системы. В частности, мыши и крысы, в тело которых вводили мамбалгины, не теряли контроля над своим телом, не испытывали проблем с дыханием и не гибли, как это происходило в случае с другими компонентами яда мамбы и других змей.

Ученые проверили мамбалгины в действии, проследив за реакцией мышей, под кожу ног которых вводилась порция раздражающих веществ - формалина или каррагинана. Мамбалгины превзошли все ожидания Лингуэльи и его коллег - они успешно подавляли боль как при местной, так и общей анестезии.

Более того, эти вещества оказались более эффективными при подавлении боли по сравнению с морфином и не вызывали негативных побочных эффектов опиоидов. Как утверждают биологи, эти белки вызывают анестезию несколько иным образом, чем опиоиды. Это позволяет комбинировать мамбалгины с другими препаратами для достижения максимального анестезирующего эффекта. -0-