Ученые нашли останки саблезубого травоядного динозавра в Южной Африке
03 Октября 2012

ЕРЕВАН, 3 окт - Новости-Армения. Американский палеонтолог обнаружил в осадочных породах из Южной Африки останки крайне необычного динозавра, обладавшего клювом, примитивными иглообразными перьями и длинными клыками, которые ящер использовал для поедания листьев и побегов деревьев во время Юрского периода, передает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в в журнале Zookeys.

"Очень странно, что такой травоядный ящер, как Pegomastax, мог похвастаться столь острыми и большими клыками, похожими на вампирские. Тем не менее, этот динозавр и его родственники принадлежали к числу самых "продвинутых" травоядных животных в современную им эпоху", - пояснил автор статьи Паул Серено (Paul Sereno) из университета Чикаго (США).

Серено обнаружил нового динозавра, изучая коллекцию окаменелостей в музее Гарвардского университета. В фрагментах осадочных пород, извлеченных в Южной Африке в 60 годах прошлого века, он обнаружил останки микроскопического ящера из семейства гетеродонтозаврид (Heterodontosauridae), обладавшего удивительной анатомией и внешним обликом.

Палеонтолог присвоил своей находке имя Pegomastax africanus, что означает "ящер с широкой челюстью из Африки". Этот динозавр был небольшим - по своим размерам и массе он уступает современным кошкам. Так, его длина составляла всего 60 сантиметров, а протяженность челюстей не превышала трех сантиметров.

Форма черепа и короткий клюв Pegomastax africanus делают его похожим на попугая, однако картину сходств "портят" четыре больших клыка и множество резцов во рту рептилии.

Серено попытался выяснить предназначение клыков, проанализировав форму и рисунок микроцарапин и трещин на поверхности их эмали. По его словам, частички кремния в растительной пище оставляют характерные полоски на зубах травоядных животных, благодаря чему можно понять, использовались ли клыки Pegomastax africanus для поедания растительной или животной пищи.

Оказалось, что клыки динозавра были очень похожи по рисунку царапин на зубы водяного оленька - небольшого парнокопытного млекопитающего из тропической Африки. По всей видимости, динозавр, как и его современный "кузен", использовал свои длинные клыки для разрезания листьев и стеблей растений, выкапывания корней и других "травоядных" целей.

Необычность этого динозавра не ограничивалась его клыками - тело Pegomastax africanus было покрыто жесткими перьями, похожими на иглы дикобраза. Эта черта объединяет его с другим гетеродонтозавром - китайским ящером-"дикобразом" тяньюйлуном (Tianyulong confuciusi).

Причина появления таких перьев и их предназначение пока остается неразрешенной научной загадкой. Вполне возможно, что дальнейшее изучение Pegomastax africanus и других ящеров-"дикобразов" поможет палеонтологам найти ответ на этот вопрос. -0-