Ученые научились расшифровывать "химическую память" воды
01 Октября 2012

Вода в Мировом океане сохраняет информацию о живших в ней организмах в виде одиночных органических молекул, по распространению которых, как по запаху, можно отследить пути миграции животных, говорится в сообщении Института полярных исследований имени Альфреда Вегенера (AWI).

"Вода имеет химическую "память", сохраняя информацию о находившихся в ней организмах в виде одиночных органических молекул. Мы научились определять, частью каких организмов были эти молекулы и как давно они попали в воду", - сказал сотрудник AWI, профессор Борис Кох (Boris Koch), слова которого приводятся в сообщении, передает РИА Новости.

Он пояснил, что в воде после распада органического вещества на долгое время остаются его одиночные молекулы, которые ученым удалось изучить с помощью сверхточного масс-спектрометра. С точки зрения химии этот феномен пока не имеет объяснения, поскольку "в общем случае" органические молекулы должны быстро распадаться на воду, СО2 и другие газы.

По мнению ученых, применение такой технологии может послужить решению разнообразных научных задач, в частности, определять пути редких морских млекопитающих в океане. Сотрудники AWI планируют следующим летом в Антарктике взять пробы вод вблизи колоний южных морских слонов (вид тюленей - ред.), чтобы подтвердить эту гипотезу, а также предположение о том, что животные, возможно, могут ориентироваться в воде "по запаху", чувствуя повышение концентрации тех или иных молекул.

"Когда известна химическая формула каждой молекулы и ее атомарный состав (доля углерода, кислорода, водорода и азота), мы можем понять, частью какого организма она была когда-то. Это своего рода следы, которые мы расшифровываем, механизм напоминает распространение запаха в воздухе - в таком виде вода хранит свою "память", - пояснил Кох.

В дальнейших исследованиях ученые надеются также оценить "вместительность" океана как крупнейшего на планете резервуара углерода, а также долю источников СО2 - какая его часть образуется в океане, а какая - поступает извне.

По словам Коха, дальнейшее изучение механизма сохранения углерода в растворенном виде в Мировом океане может помочь рассчитать предел, после которого воды, возможно, перенасытятся углеродом и перестанут сглаживать парниковый эффект на планете.

Исследование немецких ученых опубликовано в журнале Biogeosciences.--0--