-12
Биологи выяснили, как вороны запоминают лица добрых и злых людей
11 Сентября 2012

ЕРЕВАН, 11 сен - Новости-Армения. Американские нейрофизиологи выяснили, что вороны используют примерно те же самые нервные цепочки, что и человек и другие млекопитающие, для запоминания и распознавания лиц людей, которые ранее нападали на птиц или подкармливали их, передает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Считается, что большинство птиц из рода воронов обладают недюжинными умственными способностями. Они часто обгоняют многих млекопитающих и других пернатых в тестах на сообразительность. Большинство орнитологов считают новокаледонских воронов (Corvus moneduloides) чемпионами в этой сфере. Эти птицы, вместе с человеком и некоторыми высшими приматами, входят в "элитный клуб" животных, умеющих изготовлять и пользоваться орудиями труда.

Группа ученых под руководством Джона Марцлуффа (John Marzluff) из университета штата Вашингтон в городе Сиэтл (США) попыталась выяснить, как американские вороны (Corvus brachyrhynchos) распознают лица знакомых им людей, наблюдая за активностью мозга птицы в ходе решения задач на сообразительность.

Ранее авторы статьи выяснили, что дикие вороны надолго запоминают лица людей, нападавших на них, и избегают встречи с обидчиками в последующие дни. В новой работе исследователи попытались найти нервные центры, участвующие в этом процессе.

Для проведения эксперимента Марцлуфф и его коллеги изготовили две хорошо различимых маски, которые ученые одевали на свое лицо при общении с птицами. Так, первая из них использовалась "злыми" биологами во время поимки диких птиц и при транспортировке из клетки в клетку в последующие дни. Вторая маска была предназначена для "добрых" ученых, кормивших воронов и ухаживающих за ними.

В общей сложности исследователи поймали 12 взрослых воронов и научили их распознавать "добрые" и "злые" маски. Во время эксперимента к клеткам с птицами подходил исследователь в одной из масок, а ученые следили за реакцией своих подопечных, наблюдая за активностью различных отделов их мозга при помощи позитронного томографа.

Эксперимент показал, распознавание лиц людей в мозге ворона происходит в сложной и запутанной сети нервных клеток в полосатом теле и в таламусе. Полосатое тело находится в глубине больших полушарий мозга птицы и отвечает за обработку визуальной информации, а таламус - за передачу первичной информации из глаз птицы в центры ее переработки.

По словам биологов, "добрые" и "злые" маски вызывали различную реакцию у птиц. К примеру, при встрече с кормившими их учеными в мозге воронов активировались участки, связанные с ассоциативным обучением, мотивацией и голодом. Когда птица видела "злого" ученого, в ее голове включались особые участки в миндалевидном теле мозга, отвечающие за появление чувства страха.

В целом, такая система очень похожа на те цепочки нейронов, которые отвечают за распознавание лиц в полосатом теле и таламусе человека и других млекопитающих. Ученые полагают, что это открытие расширяет перечень нейрофизиологических экспериментов, в которых могут принимать участие вороны и другие птицы с хорошо развитым мозгом. -0-