8.5
Ученые обнаружили сверхзаразный вирус гриппа H3N2 в легких свиней
11 Сентября 2012

ЕРЕВАН, 11 сен - Новости-Армения. Международный коллектив вирусологов обнаружил в легких обычных свиней ранее неизвестный штамм вируса гриппа H1N2, способный заражать хорьков и человека воздушно-капельным путем и крайне негативно действующий на здоровье больных, передает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Вспышки птичьего (H5N1) и свиного (H3N2) гриппа вызвали серьезные опасения среди вирусологов и медиков, которые заявляли об угрозе пандемии гриппа, сходной по масштабам с пандемией гриппа-"испанки" в 1918 году, унесшей миллионы жизней. Однако пока эти вирусы не "научились" распространяться традиционным для гриппа воздушно-капельным путем и передаваться от человека к человеку, угрозы пандемии нет. Этими видами гриппа могут заразиться только люди, тесно контактирующие с птицами или свиньями.

Группа биологов под руководством Роберта Уэбстера (Robert Webster) из Исследовательского детского госпиталя имени святого Иуды в Мемфисе (США) изучала вирусы гриппа, извлеченные из тканей легких свиней, забитых на скотобойнях Кореи в 2009 году.

Как отмечают исследователи, домашние свиньи являются одним из важнейших инкубаторов новых штаммов вирусов гриппа, угрожающих здоровью человека. Это связано с тем, что клетки легких свиней содержат в себе две уязвимых точки, через которые в них могут проникать вирусы гриппа, обычно заражающие людей или птиц. В некоторых случаях два разных штамма вируса, заразивших одно и то же животное, могут обменяться генами и приобрести способность по заражению людей или птиц.

Уэбстер и его коллеги выделили и вырастили культуры вирусов H1N2 и H3N2, после чего проверили их заразность на мышах и хорьках. Для этого ученые нанесли раствор вирусных частиц на слизистую оболочку носа или трахей животных и наблюдали за их состоянием в течение двух недель.

Большинство штаммов вируса успешно размножались в слизистой носа, но не могли самостоятельно проникнуть в легкие животных. С другой стороны, один из представителей подтипа H1N2 - штамм Sw/1204 - успешно проникал в трахеи и другие части легких хорьков при заражении через нос.

По словам биологов, данный штамм свиного гриппа крайне негативно повлиял на здоровье хорьков - все зверьки погибли от истощения организма через 7-10 дней после заражения. Опасность Sw/1204 усугубляется тем, что этот штамм передается по воздуху от зараженных к здоровым животным. Кроме того, вирус успешно заразил и размножался в культурах тканей, извлеченных из человеческих легких.

Убедившись в высокой заразности вируса, ученые попытались найти отличия между Sw/1204 и другими вирусами подтипа H1N2. Как утверждают Уэбстер и его коллеги, новая разновидность содержит в себе две мутации в участках вирусной ДНК, отвечающей за синтез белков нейраминидазы и гемагглютинина. Эти белки играют важную роль в работе вируса - они позволяют ему прикрепляться к клетке и проникать внутрь ее.

"Грипп в популяциях свиней может стать угрозой для здоровья человека, так как в них могут возникать новые штаммы вируса. Это порождает опасность того, что свиньи могут стать очередным источником эпидемии, равной по силе пандемии 2009 года. Поэтому необходимо наладить наблюдение за состоянием вирусов в свиноводческих хозяйствах и проводить вакцинации", - заключают вирусологи. -0-