Грибы оказались одним из источников атмосферного метана - экологи
04 Сентября 2012

ЕРЕВАН, 4 сен - Новости-Армения. Почвенные грибы оказались одним из источников природного метана в атмосфере, молекулы которого они производят, расщепляя аминокислоту метионин, передает РИА Новости со ссылкой на статью ученых, опубликованную в журнале Nature Communications.

Метан относится к числу основных парниковых газов. Он примерно в 25 раз сильнее воздействует на климат, чем углекислый газ. Несмотря на то, что основным источником метана в земной атмосфере является живая природа, его концентрация повысилась примерно в три раза с начала индустриализации. В августе 2012 года американские химики случайно обнаружили, что одним из крупнейших "доноров" метана являются океанические бактерии, преобразующие останки своих сородичей в парниковый газ.

Группа экологов под руководством Катарины Ленхарт (Katharina Lenhart) из Института химии Общества Макса Планка в Майнце (Германия) изучает природные компоненты метанового "бюджета" планеты уже несколько лет. Так, в 2006 году экологи выяснили, что практически все растения выделяют молекулы метана в атмосферу, что считалось раньше возможным только при отсутствии кислорода и в присутствии бактерий-метаногенов.

В новой работе Ленхарт и ее коллеги проверили, существует ли аналогичный феномен среди грибов. Ученые выбрали восемь представителей отдела базидиомицетов, в который входит большинство "лесных" грибов. В число вошли различные виды вешенок, трутовиков, а также ложноопенки и грибы шиитаке, выращиваемые в Японии и Китае.

Авторы статьи высаживали каждый вид гриба в замкнутые сосуды и наблюдали за изменениями в химическом составе атмосферы в этой среде. Ученые предварительно очистили грибницу, питательные вещества и почву от бактерий и других микробов, способных перерабатывать органику в метан и выделять его в окружающую среду.

Оказалось, что большинство видов базидиомицетов выделяли метан, объем которого зависел от скорости обмена веществ в клетках грибов и индивидуальных различий в их метаболизме. Убедившись в присутствии метана, биологи попытались найти его источник. Для этого они "кормили" грибы различными органическими соединениями, в том числе глюкозой и аминокислотами, в состав которых были включены атомы "тяжелого" углерода-13.

По словам исследователей, грибы произвели наибольшее количество метана из молекул аминокислоты метионина. Это позволяет предположить, что это же вещество в растительных и животных останках, которыми питаются лесные грибы, является основным источником метана, который они вырабатывают в процессе жизнедеятельности.

"По нашим расчетам, объем метана, который грибы выбрасывают в атмосферу, остается очень небольшим. Поэтому их "вклад" в глобальное изменение климата можно отнести к категории малозначимых", - заключает один участников исследования Франк Кепплер (Frank Keppler) из Института химии Общества Макса Планка в Майнце. -0-