Ученые нашли способ усилить вакцины от гриппа, герпеса и ВИЧ
27 Августа 2012

ЕРЕВАН, 27 авг - Новости-Армения. Биохимики выяснили, что вещества из группы полиэтилениминов - соединений полиэтилена и азота - усиливают действие противовирусных вакцин, в том числе прививок против гриппа, герпеса и ВИЧ, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Biotechnology.

"Приобретение полной защиты от гриппа всего после одной прививки - дело неслыханное, даже для экспериментов на мышах. Это вселяет в нас уверенность в том, что полиэтиленимины (ПЭИ) имеют все необходимое для того, чтобы стать мощным дополнением к вакцинам, защищающим от вирусов гриппа или ВИЧ", - пояснил руководитель группы ученых Квентин Саттентау (Quentin Sattentau) из Оксфордского университета (Великобритания), пишет РИА Новости.

За последние годы биологи открыли множество различных веществ, оказывающих стимулирующее действие на работу иммунной системы. Большинство из них действуют только на определенную часть иммунного щита организма и практически все стимуляторы нельзя применять в течение долгого времени из-за угрозы истощения организма. Наиболее ценными считаются так называемые адъюванты - препараты общего действия, способные усиливать действие лекарств и стимулирующие сборку антител при добавлении в вакцины.

Саттентау и его коллеги пытались найти средство, усиливающее действие вакцин, прививающих иммунитет к вирусам с постоянно меняющейся белково-сахаристой оболочкой. В частности, к числу таких патогенов принадлежат вирусы гриппа, ВИЧ и герпеса.

Авторы статьи обратили внимание на полиэтиленимины - вещества, активно использующиеся молекулярными биологами в генной терапии. Эти соединения прикрепляются к вирусам и помогают им проникать в клетки, геном которых необходимо изменить. Исследователей заинтересовал их побочный эффект - полиэтиленимины усиливают иммунную реакцию организма на появление вирусов.

Биохимики опробовали ПЭИ в качестве адъюванта, проверив усиливающее действие одной разновидностей этого вещества на перспективную вакцину против ВИЧ.

Для этого ученые вырастили популяцию мышей и разделили ее на три группы. Первая из них получила инъекцию вакцины без добавок, вторая - с эффективным адъювантом CTB, а третья - с добавлением ПЭИ. По словам исследователей, полиэтиленимин в 100 раз увеличил число антител в крови грызунов по сравнению с чистой вакциной, и в шесть раз - по сравнению с CTB.

Убедившись в эффективности ПЭИ, Саттентау и его коллеги проверили новый препарат на вакцинах против вируса герпеса (HSV-2) и вируса гриппа. На этот раз биохимики вводили препарат в виде спрея для носа. По словам ученых, одна прививка успешно защищала грызунов от смертельных доз вирусов, в отличие от других адъювантов и чистых вакцин.

"При наилучшем развитии событий, можно легко представить, что люди будут вдыхать или класть под язык одну-единственную дозу вакцины от гриппа, и тем самым защищать себя от гриппа на несколько лет вперед", - заключает Саттентау.-0-