Ученые впервые обнаружили у насекомых способность к фотосинтезу
18 Августа 2012

ЕРЕВАН, 18 авг - Новости-Армения. Французские энтомологи впервые обнаружили у насекомых - гороховых тлей - способность использовать солнечный свет для выработки энергии примерно таким же образом, как это делают растения в процессе фотосинтеза, передает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Scientific Reports.

Группа под руководством Алена Робишона (Alain Robichon) из Агробиотехнологического института в технопарке София Антиполис (Франция) еще в 2010 году обнаружила, что тли способны вырабатывать каротиноиды - пигменты, жизненно необходимые для многих животных.

От этих веществ, в частности, зависит работа иммунной системы, выработка многих витаминов. Их способны вырабатывать растения, грибы, бактерии, но среди животных тли оказались единственным видом, обладающим этой способностью - все остальные получают эти вещества с пищей.

Робишон и его коллеги попытались выяснить, зачем гороховым тлям (Acyrthosiphon pisum) понадобилось вырабатывать каротиноиды. Тли способны менять окраску в зависимости от вешних условий. В условиях холода потомство тлей становится зеленым, а когда температура возвращается к оптимальной - около 22 градусов - в колонии начинают преобладать желтые и оранжевые особи, а в условиях нехватки ресурсов - белые.

Ученые измерили концентрацию аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) - энергетической "валюты" всех живых организмов, и обнаружили, что зеленые тли, у которых была зафиксирована наиболее высокая концентрация каротиноидов, производили неожиданно много АТФ. Более того, оказалось, что на свету насекомые производили больше АТФ, чем в темноте.

"Это похоже на работу архаической фотосинтезирующей системы", - пишут ученые.

Хотя, отмечают они, потребуются дополнительные эксперименты, чтобы подтвердить, что это действительно фотосинтез, полученные данные поддерживают эту возможность.

Робишон и его коллеги полагают, что насекомые используют фотосинтез в качестве дополнительного источника энергии на случай нехватки ресурсов или для того, чтобы пережить миграцию с одного растения на другое. -0-