Отключение системы очистки клеток замедлило болезнь Альцгеймера
16 Августа 2012

ЕРЕВАН, 16 авг - Новости-Армения. Блокировка системы очистки нейронов от остатков поврежденных белков неожиданно замедлила ход болезни Альцгеймера и в том числе улучшила когнитивные способности мышей, страдавших от этого заболевания, передает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Science Translational Medicine.

Считается, что болезнь Альцгеймера вызывается накоплением внутри нейронов патогенного вещества, белка бета-амилоида. Этот пептид образуется из "обрезков" белка APP, который участвует в процессах починки поврежденных нейронов и формировании долговременных связей между ними. Нарушения в переработке старых молекул этого белка приводят к появлению бляшек бета-амилоида и уничтожению нервных клеток.

Группа биологов под руководством Томаса Зюдхофа (Thomas Sudhof) из Стэнфордского университета (США) наблюдала за процессом вывода обрывков бета-амилоида из нервных клеток, экспериментируя с препаратами, которые усиливали или подавляли систему очистки нейронов.

"По текущим общепринятым представлениям в нейрофизиологии, мы должны пытаться ускорить вывод фрагментов поврежденных белков из нервных клеток мозга людей, страдающих от болезней Альцгеймера, Паркинсона или Хантингтона, а не препятствовать ему", - пояснил Зюдхоф.

Биологи вырастили популяцию мышей, страдавших от генетических дефектов, неизбежно приводивших к развитию нейродегенеративных заболеваний. Когда их подопечные стали проявлять первые признаки болезни Альцгеймера, ученые разделили грызунов на несколько групп и начали регулярно вводить им в кровь препараты, блокирующие или ускоряющие переработку белков.

К удивлению ученых, наибольший положительный эффект оказали два вещества - лактацистин и эпоксимицин, подавляющие, а не усиливающие действие системы очистки нейронов. Получив столь неожиданный результат, Зюдхоф и его коллеги попытались понять причину этого феномена, проследив за теми клеточными механизмами, на которые действуют лактацистин и эпоксимицин.

Оказалось, что эти соединения усиливают работу белкового комплекса SNARE - комбинации из нескольких протеинов, при помощи которого нейроны соединяются друг с другом и обмениваются химическими сигналами. Препараты, усиливающие работу системы очистки клеток от белковых обрывков, блокируют синтез этих комплексов, что негативным образом сказывалось на ментальном здоровье грызунов.

По словам Зюдхофа и его коллег, мозг людей, умерших от болезни Альцгеймера, содержит в себе очень небольшое количество белков SNARE. Это означает, что подавители системы очистки могут быть использованы для замедления хода болезни Альцгеймера, хотя и со значительными побочными эффектами.

"Как и в случае с лечением рака, в ситуации, когда важный белок уничтожается системой очистки клеток, что крайне негативно влияет на здоровье человека, потенциальные плюсы от подавления ее активности могут перевесить побочные эффекты", - заключают биологи. -0-