Биологи обнаружили причину слабоумия у некоторых больных ВИЧ
11 Июля 2012

ЕРЕВАН, 11 июл - Новости-Армения. Частицы вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) отключают производство одного из жизненно важных гормонов в нервных клетках мозга, что в некоторых случаях приводит к развитию слабоумия у некоторых больных, заявляют американские биологи в статье, опубликованной в Journal of Neuroscience, передает РИА Новости.

"Мы верим, что нам удалось открыть общий механизм снижения работоспособности нейронов, который способен объяснить даже то, что происходит с некоторыми пожилыми людьми. Носители ВИЧ-инфекции обычно бывают молодыми, однако их мозг по сути является "стариком", - заявил руководитель группы Итало Моккетти (Italo Mocchetti) из Медицинского центра университета города Джорджтаун (США).

ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ ВИЧ

Моккетти и его коллеги уже больше десяти лет наблюдают за изменениями, которые вызывает вирус ВИЧ в работе нервной системы человека. Первоначально ученые исследовали возможную взаимосвязь между развитием слабоумия, вирусом иммунодефицита и наркотиками, так как многие носители ВИЧ одновременно являются кокаиновыми или героиновыми наркоманами.

В ходе нескольких исследований биологам не удалось обнаружить однозначную взаимосвязь между наркотиками и слабоумием, что заставило их изучить то, что происходит с клетками нервной системы при заражении частицами ВИЧ.

Авторы статьи получили образцы крови 130 женщин-добровольцев, страдавших от вируса иммунодефицита достаточно долгое время. Часть из них страдала от расстройств нервной системы - сниженных умственных способностей, депрессии и плохого контроля над мелкой моторикой.

Биологи сравнили химический состав образцов и обнаружили, что кровь слабоумных женщин содержала аномально низкую долю гормона - нейротропного фактора мозга BDNF. Этот белок жизненно важен для нормального функционирования мозга, так как он поддерживает существующие нейроны и стимулирует формирование новых связей между соседними клетками.

БЕЛОК-УБИЙЦА

Исследователи попытались выяснить причину столь низкой концентрации этого вещества в крови больных, изучив химический состав нейронов в мозге умерших больных ВИЧ, страдавших слабоумием. Оказалось, что частицы вируса нарушают цикл развития гормона, блокируя некоторые химические реакции при его "сборке". Как считают ученые, данный белок мешает вирусу заражать иммунные клетки в мозге человека, из-за чего тот всегда пытается прекратить производство BDNF.

"ВИЧ препятствует процессу "расщепления" молекулы pro-BDNF ("заготовки" гормона), в результате чего нейроны выделяют в основном токсичную форму белка. Мы уже давно знаем о связи между низкой концентрацией гормона и депрессией, а также плохой памятью и низкими умственными способностями. Поэтому носители ВИЧ обладают старческим мозгом", - продолжил Моккетти.

Как отмечают ученые, блокировка сборки BDNF приводит и к другим негативным последствиям. "Заготовки" гормона в виде молекул pro-BDNF сами по себе способны соединяться с нейронами - они заставляют их отсоединяться от других нервов, что в конечном итоге приводит к массовой гибели клеток.

По словам Моккетти и его коллег, схожий механизм гибели нервных клеток может быть причиной некоторых нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Паркинсона и Хантингтона. Для лечения таких форм слабоумия биологи предлагают разработать лекарство, блокирующее работу белка pro-BDNF.

"Если эта методика сработает при лечении последствий ВИЧ, то она может помочь и людям, страдающим старческим слабоумием и другими формами болезни", - заключает биолог. -0-