Астрономы впервые увидели, как звезда "сдувает" атмосферу со своей планеты
29 Июня 2012

ЕРЕВАН, 29 июн - Новости-Армения. Мощная рентгеновская вспышка, произошедшая на звезде, расположенной в 63 световых годах от Земли, привела к утрате части атмосферы на принадлежащей светилу экзопланете, это первый такой случай, зафиксированный учеными, сообщает НАСА.

HD 189733b - открытый в 2005 году газовый гигант в 1,14 раза больше Юпитера и почти во столько же раз тяжелее его. Эта экзопланета вращается вокруг звезды HD 189733 А, чьи размер и масса составляют примерно 80% от солнечных. HD 189733b расположена примерно в 30 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, передает РИА Новости.

Осенью 2011 года космический телескоп "Хаббл" обнаружил очень быстрое истечение атомарного водорода из атмосферы экзопланеты. По данным участников международной команды астрономов из Франции и США, каждую секунду в космос утекало около тысячи тонн газа со скоростью до 500 тысяч километров в час. Незадолго до этого события гамма-телескоп "Свифт" (Swift) зафиксировал чрезвычайно мощную рентгеновскую вспышку, произошедшую на звезде HD 189733 А. По расчетам ученых, "доза" радиации, полученная экзопланетой, в три миллиона раз превысила количество энергии, которое обычно достигает Земли при рентгеновских вспышках на Солнце максимального класса Х.

Астрономы считают, что именно эта вспышка вызвала потрясения в атмосфере газового гиганта, поскольку рентгеновское излучение привело к нагреву атмосферных газов, стимулируя их "уход".

"Ученые давно обсуждают детали истечения газов из атмосферы (разных планет), и изучение HD 189733b позволит лучше понимать эти процессы", - отметил соавтор работы Винсент Бурье (Vincent Bourrier) из Университета Пьера и Марии Кюри (Париж, Франция).

Результаты работы будут опубликованы в ближайшем выпуске журнала Astronomy & Astrophysics. -0-