Зонд "Кассини" обнаружил гигантский океан под поверхностью Титана
29 Июня 2012

ЕРЕВАН, 29 июн - Новости-Армения. Зонд "Кассини" обнаружил на Титане, самом крупном спутнике Сатурна, гигантский океан, занимающий всю площадь планеты и расположенный на глубине 100 километров от поверхности небесного тела, говорится в статье, опубликованной в журнале Science, передает РИА Новости.

ТАЙНА ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТЫ

В апреле 2011 года группа астрофизиков под руководством Роз-Мари Балан (Rose-Marie Baland) из Королевской обсерватории в Брюсселе (Бельгия) проанализировала наклон оси вращения Титана и некоторые характеристики его движения по орбите и пришла к выводу, что под поверхностью спутника Сатурна должен существовать океан.

Группа астрофизиков под руководством Лучиано Есса (Luciano Iess) из университета Ла Сапиенца в Риме (Италия) подтвердила догадку своих коллег, изучая данные, собранные зондом "Кассини" в течение последних семи лет в ходе 80 приближений к Титану.

Как объясняют ученые, Титан двигается по несколько вытянутой эллиптической орбите и постоянно испытывает действие приливных сил Сатурна. Когда планеты сближаются, приливные силы сжимают Титан, деформируя планету, что в свою очередь влияет на гравитационное взаимодействие спутника Сатурна с другими объектами, в том числе и с зондом "Кассини".

Есс и его коллеги проследили, как менялась скорость "Кассини" при приближении к Титану в разных точках на его орбите, наблюдая за смещением радиосигнала зонда при помощи систем дальней связи на Земле. Ученые сопоставили скорости "Кассини" для разных точек орбит Титана и вычислили степень деформации Титана при максимальном приближении к Сатурну.

Оказалось, что конфигурация гравитационного поля Титана меняется примерно на 4% при сближении с планетой гиганта, чего не может быть в том случае, если планета полностью состоит из твердых пород. По расчетам ученых, для объяснения таких колебаний на Титане должен существовать подземный океан из жидкой воды на глубине в 100 километров под поверхностью планеты.

"МЕРТВЫЙ" ОКЕАН И ЛЕДЯНЫЕ ВУЛКАНЫ

Как полагают ученые, океан должен быть достаточно глубоким и плотным для объяснения столь сильных деформаций Титана. Скорее всего, воды этого подземного "моря" насыщены аммиаком или его сернокислой солью - сульфатом аммония, повышающими плотность жидкости.

Астрономы крайне скептически относятся к возможности существования жизни под поверхностью Титана - его океан не подпитывают горячие гейзеры, как это происходит в подземных водоемах Европы, одного из спутников Юпитера. Поэтому подземный океан Титана будет слишком холодным и бедным микроэлементами для зарождения живых организмов.

Есс и его коллеги считают, что подземный океан Титана может играть важную роль в метановом цикле планеты, транспортируя молекулы газа из недр спутника на его поверхность вместе с водой, вырывающейся наружу во время извержений ледяных вулканов. Это может объяснить, почему Титан остается "укутанным" в метановое одеяло, несмотря на то, что молекулы углеводородов в его атмосфере непрерывно разрушаются лучами Солнца.

Миссия "Кассини-Гюйгенс" - совместный проект космических агентств США, Европы и Италии по изучению Сатурна. Космический зонд "Кассини" со спускаемым аппаратом "Гюйгенс" был запущен в 1997 году и достиг орбиты планеты 1 июля 2004 года. "Гюйгенс" изучил атмосферу и поверхность Титана, спутника Сатурна, а "Кассини" после отделения аппарата продолжил изучение планеты и ее спутников.

В конце сентября 2010 года "Кассини" начал новый этап своей миссии, получивший название "Солнцестояние" (Solstice): срок работы аппарата продлен до 2017 года, а сам зонд даст ученым возможность впервые детально изучить весь сезонный период Сатурна. -0-