8.5
Археологи нашли в Китае самую древнюю керамику возрастом 20 тысяч лет
29 Июня 2012

ЕРЕВАН, 29 июн - Новости-Армения. Археологи обнаружили в пещере в юго-восточной части Китая фрагменты керамики возрастом в 20 тысяч лет, что свидетельствует о зарождении гончарного дела за десять тысяч лет до освоения земледелия и перехода к оседлому образу жизни, говорится в статье, опубликованной в журнале Science, передает РИА Новости.

Считается, что многие базовые достижения цивилизации - изобретение колеса, письменности, гончарного дела - были связаны с появлением новых проблем при переходе от собирательства к оседлому земледелию или скотоводству. Появление избытка продуктов потребовало приспособлений для их хранения. Решением этой проблемы стала керамическая посуда. По современным оценкам, гончарное дело повсеместно распространилось среди культур древних людей примерно в 10 веке, когда стали появляться первые земледельческие общины.

Группа археологов под руководством Офера Бар-Йосефа (Ofer Bar-Yosef) из Гарвардского университета (США) проводила раскопки в пещере Сяньжень в южнокитайской провинции Цзянси, в ста километрах к югу от реки Янцзы.

Как отмечают исследования, эта пещера впервые привлекла внимание геологов в 1960-х годах, когда китайские ученые обнаружили в ней орудия труда, останки животных и растений, глиняные черепки и другие следы пребывания человека. Большая часть артефактов относится к эпохе неолита - последней части каменного века, начавшейся примерно десять тысяч лет назад.

Бар-Йосеф и его коллеги провели повторные раскопки в пещере в 2009 году, пытаясь вычислить точный возраст каждого слоя отложений на дне стоянки древних людей.

Во время раскопок ученые обнаружили несколько новых фрагментов керамики в осадочных породах, сформировавшихся в ходе последнего ледникового максимума, примерно 18-21 тысячи лет назад. По всей видимости, они были отколоты от очень примитивных горшков и других видов керамических изделий - на них отсутствовали узоры, и они были изготовлены очень примитивным образом. Как полагают археологи, данные сосуды использовались для приготовления пищи - рядом с ними залегали кости животных, а стенки некоторых черепков были сильно обожжены огнем.

Затем археологи вычислили возраст глиняных черепков по соотношению изотопов углерода в костях, найденных в тех же отложениях, что и осколки керамики. По их расчетам, самые древние фрагменты горшков оказались погребены на дне пещеры примерно 20 тысяч лет назад.

Это означает, что жители пещеры Сяньжень освоили гончарное дело примерно на 2-3 тысячи лет раньше, чем авторы других известных образцов ранней керамики в Восточной Азии. Многочисленные останки животных, в том числе и крупных оленей, позволяют предположить, что в этой пещере жили люди, занимающиеся собирательством и охотой.

Таким образом, керамика появилась на территории Китая примерно за десять тысяч лет до освоения земледелия. Пока не понятно, для каких целей древние китайцы использовали свою посуду - ученые не нашли на черепках следов животных жиров, крахмала и других пищевых продуктов. Вполне возможно, что древние люди использовали эти горшки для извлечения костного мозга и жира из расколотых костей, который затем применялся для изготовления красок. В пользу этой гипотезы свидетельствуют многочисленные фрагменты костей, обнаруженные рядом с черепками. -0-