-2
"Чувство числа" продолжает развиваться до среднего возраста - ученые
26 Июня 2012

ЕРЕВАН, 26 июн - Новости-Армения. Интуитивная способность определять количество одинаковых предметов и отличать большее их скопление от меньшего - так называемое "чувство числа" - не только влияет на успеваемость детей в школе, но и продолжает развиваться и совершенствоваться до среднего возраста, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Natural Academy of Sciences, передает РИА Новости.

Известно, что как у людей, так и у животных существует врожденная способность оценивать количество вещей, например, животное может определить, в каком из двух контейнеров находится больше кусков пищи. Так, в сентябре 2008 года группа психологов под руководством Джастина Халберды (Justin Halberda) из университета Джона Гопкинса в городе Балтимор (США) выяснила, что дети с хорошо развитым "чувством числа" не испытывают проблем со школьным курсом математики.

В новом исследовании Халберда и его коллеги проверили, меняется ли эта способность по мере взросления человека и в его взрослой жизни, измерив "чувство числа" у десяти тысяч добровольцев из интернета, возраст которых разнился от 11 до 85 лет.

Для этого эксперимента ученые изменили оригинальную методику, использованную в работе 2008 года, приспособив ее для работы в виде веб-приложения и опубликовав на сайте testmybrain.org.

Добровольцы регистрировались на этом сайте, заполняя анкету, в которой они указывали свой возраст, пол, представления о собственных интеллектуальных и математических способностях, а также средний балл в тесте SAT - итоговой проверки математических и лингвистических знаний в американских школах.

После веб-приложение показывало участникам группы синих и желтых точек на экране компьютера, и они должны были быстро указывать, в какой из двух групп точек больше. Каждая картинка демонстрировалась в течение 200 миллисекунд. В некоторых случаях на изображении было явно больше точек одного типа, тогда как на других картинках их число отличалось на один-два "лишних" элемента.

Через три месяца работы сайта ученые проанализировали собранные данные и вычислили особый коэффициент, позволяющий сопоставить долю правильных ответов и количество баллов в математической части SAT для разных возрастных категорий. Как объясняют исследователи, это стало возможно благодаря предыдущему исследованию, в котором они выяснили, что математические способности школьников в виде балла SAT согласуются с точностью их "чувства числа".

Оказалось, что "чувство числа" продолжает развиваться и в зрелом возрасте - "точность" некоторых взрослых участников эксперимента была выше, чем того можно было ожидать по результатам SAT, который они проходили после окончания школы. По расчетам ученых, улучшение "чувства числа" наблюдалось среди людей, возраст которых не превышал 30 лет. После этой отметки доля успешных ответов была равна предсказанному значению, вычисленному по баллу SAT, или была ниже его.

Как полагают исследователи, данное открытие означает, что "чувство числа" поддается совершенствованию и в зрелом возрасте. Иными словами, можно разработать методики, позволяющие развить интуитивные математические способности и после окончания школы. -0-