Мантия Марса содержит "земное" количество воды, заявляют ученые

22 Июня 2012

ЕРЕВАН, 22 июн - Новости-Армения. Американские геологи проанализировали химический состав нескольких марсианских метеоритов, сформировавшихся в недрах красной планеты, и выяснили, что они содержат такое же количество молекул воды, что и земная мантия, и опубликовали свои выводы в статье в журнале Geology, передает РИА Новости.

Считается, что породы марсианской коры и мантии содержат в себе минимальное количество воды по сравнению с их земными аналогами. Эту гипотезу подтверждали данные, полученные с орбитальных зондов и других астрофизических приборов. Тем не менее, в далекой истории Марса на его поверхности существовали океаны, что не укладывается в представление о "сухой" мантии красной планеты.

Группа астрогеологов под руководством Эрика Хойри (Erik Hauri) из Института Карнеги в Вашингтоне (США) выяснила, что недра Марса содержат практически земное количество воды, проанализировав химический состав двух метеоритов-шерготтитов.

Как объясняют ученые, шерготитты принадлежат к числу одних из самых редких метеоритов - на сегодняшний день на Земле было обнаружено всего 34 фрагмента "космических камней". Данные небесные тела образовались на Марсе и были выброшены в далеком прошлом красной планеты при падении на ее поверхность другого метеорита. К числу шерготтитов принадлежит скандально известный фрагмент Allan Hills 84001, внутри которого его первооткрыватели обнаружили образования, похожие на окаменелые останки бактерий.

Хойри и его коллегам удалось заполучить два образца шерготиттов, сформировавшихся приблизительно 2,5 миллиарда лет назад внутри мантии Марса, и проанализировать их химический состав при помощи так называемой масс-спектрометрии вторичных ионов.

Согласно этому методу, твердый материал изучаемого вещества подвергается бомбардировке ионизированными атомами какого-либо элемента, которые "выбивают" из структуры твердого тела составляющие его атомы в форме заряженных частиц - вторичных ионов. Эти ионы впоследствии анализируются с помощью масс-спектрометра. Такой подход позволяет исследовать частицы твердых тел практически микроскопического размера.

"Мы проанализировали два метеорита с очень разными историями "жизни". Материя одного из них была тщательно "перемешана" с другими элементами во время формирования, тогда как другой сохранил свой первоначальную химию. Тем не менее, разница в концентрации воды была минимальной, несмотря на абсолютно разный состав образцов", - пояснил Хойри.

Исследователи обнаружили, что метеориты содержали в себе от 70 до 300 миллиграмм воды на килограмм марсианской породы. По словам ученых, данное значение сопоставимо с содержанием воды в мантии Земли, которое составляет 50-300 миллиграмм на килограмм вещества.

"Существует множество свидетельств в пользу того, что на поверхности Марса существовала жидкая вода, по крайней мере некоторое время. Поэтому возникал парадокс - почему мантия была "сухой" согласно предыдущим оценкам. Наши выводы разрешили эту загадку и позволяют нам предположить, что вода на поверхности Марса могла появиться в основном благодаря вулканической активности", - заключает ученый. -0-