8.1
Арктика пережила два периода супер-потеплений за последние 2,8 млн лет
22 Июня 2012

ЕРЕВАН, 22 июн - Новости-Армения. Международный коллектив геологов изучил колебания климата в Арктике за последние 2,8 миллиона лет по отложениям на дне чукотского озера Эльгыгытгын и пришел к выводу, что за это время произошло два сверхсильных потепления, 400 тысяч и 1,1 миллиона лет назад, в ходе которых Гренландия и другие части Арктики были свободны от льда, говорится в статье, опубликованной в журнале Science, передает РИА Новости.

Озеро Эльгыгытгын было открыто советским геологом Сергеем Обручевым в 30 годах прошлого столетия. Оно представляет собой водоем почти правильной круглой формы диаметром в 18 километров и глубиной около 170 метров. По современным оценкам, Эльгыгытгын возник примерно 3,58 миллиарда лет назад, в результате падения метеорита или после извержения вулкана. Фауна и отложения на дне озера привлекают внимание биологов и геологов из России и других стран мира.

КЛИМАТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Немецкий геолог Мартин Меллес (Martin Melles) из университета Кельна и его коллеги, в том числе российские ученые Павел Минюк и Анатолий Ложкин из Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН в Магадане, извлекли и изучили отложения с дна озера.

Как отмечают ученые, данное озеро сформировалось и существовало в том участке Чукотки, который был лишь минимально затронут наступлением и отступлением ледников за время существования водоема. За последние 3,5 миллиона лет на дне озера постепенно накапливались пыльца, фрагменты растительности и другие органические останки, содержащие в себе "намеки" на климат и экологию Арктики в ее далеком прошлом.

В конце 2008 и начале 2009 года Меллес и его коллеги совершили экспедицию в район озера Эльгыгытгын и извлекли там несколько образцов донных отложений. По их словам, самые древние из них начали формироваться примерно 2,8 миллиона лет назад, в конце плиоцена.

Обнаружив столь длинную климатическую летопись - длина "столба" осадочных пород составляет 135 метров, ученые попытались восстановить климат, господствовавший в Арктике во время формирования осаждений на дне Эльгыгытгын. В ходе этого процесса Меллес и его коллеги анализировали структуру отложений, их химический состав, магнитные свойства, колебания в скорости их формирования, а также количество частиц пыльцы и других органических останков в осадочных породах.

СУПЕР-ОТТЕПЕЛЬ

Оказалось, что помимо уже известных периодов потепления, произошедших 12 и 125 тысяч лет назад, Арктика пережила две дополнительных оттепели примерно 440 тысяч и 1,1 миллиона лет назад. При этом два древних периода потепления были настолько сильными, что они должны были растопить большую часть или все ледники Гренландии и других северных участков суши.

Как утверждают ученые, среднегодовые температуры в эти периоды были выше на 4-5 градусов, чем в последующие эпизоды потепления и на 5-8 градусов выше современных значений. Кроме того, был выше и уровень осадков - их в среднем выпадало на 350 миллиметров больше, чем сегодня.

По словам геологов, такое потепление невозможно объяснить резким повышением доли углекислоты или других парниковых газов в атмосфере или колебаниями в угле наклона земной оси к плоскости ее орбиты, которые влияют на силу солнечного излучения.

Как полагают ученые, одной из возможных причин супер-оттепели могла выступать Антарктика, где в это время также происходило уменьшение площади ледовых шапок. Сокращение антарктических ледников могло привести к перестройке системы холодных течений в арктических водах или к росту уровню моря, что увеличивало приток теплых поверхностных вод в Арктику. -0-