-4
Телескоп "Кеплер" обнаружил две рекордно близких друг к другу планеты
22 Июня 2012

ЕРЕВАН, 22 июн - Новости-Армения. Охотник за экзопланетами, космический телескоп "Кеплер" обнаружил на стыке созвездий Лебедя и Лиры уникальную систему Kepler-36, две планеты которой - суперземля и "горячий нептун" - удалены друг от друга всего на 1,8 миллиона километров - самое небольшое расстояние между планетами, известное на сегодняшний день, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Science, передает РИА Новости.

"Это две самых близких планеты, когда-либо обнаруженных астрономами на Земле. Большая планета постоянно "толкает" маленькую во время вращения по орбите, благодаря чему "суперземлю" было сложно заметить из-за сдвигов в периодических колебаниях яркости светила системы", - заявил руководитель группы ученых Эрик Агол (Eric Agol) из университета штата Вашингтон в городе Сиэтл (США).

ЛОВЕЦ ЭКЗОПЛАНЕТ

Агол и его коллеги обнаружили планеты Kepler-36b и Kepler-36c, проверяя работу нового алгоритма поиска планет в данных, собираемых телескопом "Кеплер" по мере наблюдения за изменениями в свечении звезды.

Как отмечают астрофизики, намеки на существование газового гиганта - "горячего нептуна" Kepler-36c - были обнаружены "Кеплером" достаточно давно. Необычные колебания в яркости светила давали основания полагать, что в системе присутствует, по крайней мере, еще один объект, однако его так и не удавалось обнаружить из-за крайне небольшого снижения яркости во время прохождения предполагаемой планеты по диску светила.

Группа астрофизиков под руководством Агола разработала новый алгоритм поиска экзопланет, анализирующий колебания в яркости и других параметрах излучения звезды и отмечающий все "подозрительные" изменения, похожие на периодические понижения и повышения светимости. По словам ученых, такой подход позволяет находить планеты, меняющие периодичность своего вращения под действием гравитационных возмущений благодаря близкому соседу.

"Используя новый алгоритм поиска, мы сразу обнаружили две планеты. Сейчас мы "прочесываем" остальные данные, собранные "Кеплером" за годы его работы, пытаясь обнаружить похожие небесные тела", - пояснил другой участник исследовательской группы Джошуа Картер (Joshua Carter) из Гарвард-Смитсонианского центра астрофизики в Кембридже (США).

ТЕСНАЯ СЕМЬЯ

По словам ученых, планетарная система Kepler-36 состоит из двух очень непохожих друг на друга планет - небольшой и каменистой Kepler-36b и газового гиганта Kepler-36c.

Первая планета расположена на расстоянии в 0,11 астрономических единиц (одна астрономическая единица - среднее расстояние от Земли до Солнца) от светила системы - желтой звезды, схожей по своим параметрам с нашим Солнцем. Радиус суперземли составляет 1,5 земных, а ее вес в 4,5 раза превышает массу нашей планеты. По расчетам ученых, планета должна состоять на 30% из железа, 15% - воды и других веществ. На ее поверхности царит адская жара - средняя температура составляет 970 градусов Кельвина (696 градусов Цельсия).

Второе тело системы - газовый гигант Kepler-36c относится к классу "горячих нептунов" и удалено от своего соседа лишь 0,012 астрономических единицы, что составляет 1,8 миллиона километров. Ее радиус больше земного в 3,7 раза, а масса - в 8,1 раза. Из-за близкого расстояния к светилу температура газа во внешних слоях Kepler-36c составляет 640 градусов Цельсия.

Кроме того, планеты находятся в орбитальном резонансе - за шесть оборотов "горячего нептуна" малая планета совершает примерно семь витков вокруг светила.

По словам ученых, система Kepler-36 является самой тесной планетной "семьей", известной астрономам за пределами солнечной системы. Все прочие планеты удалены от своих соседей на расстояние, в десятки и сотни раз превышающее дистанцию между Kepler-36b и Kepler-36c.

Космический телескоп "Кеплер" был запущен на орбиту в марте 2009 года. Он предназначен для поиска планет "транзитным методом" - путем измерения колебаний яркости звезд при прохождении планеты по ее диску. В рамках основной миссии телескоп изучит более 150 тысяч звезд на участке звездного неба на стыке созвездий Лебедя и Лиры. К настоящему моменту ученые с помощью этого инструмента обнаружили более 2,3 тысячи планет-кандидатов. -0-