-8
Первые позвоночные рыбы с челюстями были похожи на акул, считают ученые
14 Июня 2012

Челюсти впервые появились у древних хрящевых рыб, напоминавших по своему облику акул - это говорит о том, что их современные потомки являются наиболее близкими родственниками общего предка всех челюстных позвоночных животных, заявляют палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

Первые позвоночные существа обладали хорошо развитым черепом и позвоночником, но у них отсутствовали челюсти и костистые конечности-плавники. Бесчелюстные рыбы господствовали в силурийском периоде, 440 миллионов лет назад. В следующей геологической эпохе - девоне (416 миллионов лет назад) - они уступили место более совершенным челюстным рыбам, передает РИА Новости.

Группа палеонтологов под руководством Майкла Коутса (Michael Coates) из университета Чикаго (США) изучала останки одной из примитивных хрящевых рыб - Acanthodes bronni. Это существо принадлежало к классу колючкозубых рыб, которые возникли в конце силлурийского периода, примерно 430 миллионов лет назад и исчезли 250 миллионов лет назад, в конце пермского периода.

Как отмечают исследователи, эта рыба и ее ближайшие родственники обладали причудливой анатомией, сочетавшей в себе черты примитивных хрящевых и костистых рыб - предков всех сухопутных позвоночных, в том числе, и человека. Эти свойства мешают палеонтологам однозначно отнести колючкозубых к той или иной категории и найти им место на эволюционной картине мира.

Коутс и его коллеги проанализировали устройство черепа Acanthodes bronni - по сути, единственной части тела хрящевой рыбы, способной превратиться в окаменелость с течением времени.

В своем исследовании ученые просветили череп Acanthodes bronni при помощи компьютерного томографа, подготовили трехмерный "слепок" окаменелости и сравнили его с устройством головы примитивных акул и простейших костистых рыб.

"Впервые мы смогли заглянуть внутрь головы колючкозубой рыбы и описать ее с новой точки зрения. Чем больше мы смотрели на этот череп, тем больше мы находили общих черт между акулами и Acanthodes bronni", - пояснил Коутс.

Тем не менее, ученые обнаружили достаточное количество признаков, сближающих колючкозубых и костистых рыб. Некоторые представители рода Acanthodes обладали признаками и костистых, и хрящевых рыб. По всей видимости, они являлись близкими родственниками последнего общего предка акул и других позвоночных.

"Общие предки всех современных челюстных позвоночных обладали анатомией головы, схожей с устройством черепа акул. Учитывая то, что мы знаем о родственных связях между ранними рыбами, эти результаты показывают, что акулы сохранили примитивные признаки, а костистые рыбы эволюционировали дальше", - заключает другой участник группы Джон Финарелли (John Finarelli) из университетского колледжа Дублина (Ирландия).--0--