Биологи впервые расшифровали полный геном шимпанзе-бонобо
14 Июня 2012

ЕРЕВАН, 14 июн – Новости-Армения. Международный коллектив генетиков полностью расшифровал геном карликовых шимпанзе-бонобо и выяснил, что геномы бонобо и шимпанзе отличаются друг от друга на 0,4% и содержат примерно равное количество схожих и различающихся участков при сравнении с человеческим геномом, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Карликовые шимпанзе-бонобо (Pan paniscus) обитают в небольшой замкнутой популяции в междуречье Конго и Луалабы, на территории Демократической Республики Конго. Эти приматы являются близкими родственниками обычных шимпанзе (Pan troglodytes). Несмотря на внешнее сходство со своими более крупными родственниками, бонобо ведут себя при общении в стае совсем по-другому - они решают противоречия при помощи секса, а не физической агрессии.

Группа биологов под руководством Сванте Паабо (Svante Paabo) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Лейпциге (Германия) расшифровала геном этого подвида шимпанзе, опубликовала его и сравнила полученную последовательность с геномом человека и Pan troglodytes.
Как отмечают исследователи, это не первая успешная попытка расшифровать геном высших приматов - ранее были получены виртуальные геномы гориллы, обычного шимпанзе и орангутана.

В качестве донора генетической информации выступала самка бонобо по кличке Улинди, проживающая в городском зоопарке Лейпцига. Биологи получили образцы клеток, извлекли из них цепочки ДНК, разбили их на части, считали при помощи специального устройства и соединили их в полный геном при помощи компьютерной программы.

Полученная последовательность содержит 2,7 миллиарда нуклеотидов - строительных кирпичиков ДНК. Для сравнения, геном шимпанзе содержит 3 миллиарда нуклеотидов, а человеческая ДНК - 3,1 миллиарда. По расчетам исследователей, полученный геном бонобо содержит не более двух ошибок на каждые 10 тысяч нуклеотидов, что позволяет использовать его для сравнения с самыми высококачественными виртуальными геномами человека и других высших приматов.

Паабо и его коллеги сравнили геном бонобо с виртуальными ДНК человека и шимпанзе. Они обнаружили, что подвиды шимпанзе отличаются друг от друга на 0,4%, а человеческая ДНК на 98,7% состоит из участков, идентичных цепочкам нуклеотидов в геноме бонобо.

Как отмечают исследователи, шимпанзе и бонобо практически не скрещивались после разделения на подвиды примерно 1,5-2,5 миллиона лет назад. Главной причиной этого послужило формирование реки Конго, ставшей естественным барьером на пути предков бонобо и шимпанзе.

По словам ученых, геномы бонобо и шимпанзе содержат в себе примерно равную долю генов, отличающихся по своему устройству от аналогичных участков в человеческой ДНК. Биологи полагают, что это свойство может быть использовано для изучения истории эволюции высших приматов. -0-