-1
Звезды на окраине Млечного пути появились 11,4 млрд лет назад - ученый
31 Мая 2012

ЕРЕВАН, 31 мая - Новости-Армения. Большинство звезд в ближней к нам части гало - темной окраины Млечного пути - появилось примерно 11,4 миллиарда лет назад, такие данные получил американский астроном, применив оригинальную методику оценки возраста гало по массе и другим свойствам новорожденных белых карликов в этой части Галактики, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature, передает РИА Новости.

Окраина нашей Галактики, так называемое гало, содержит в себе множество очень тусклых и старых звезд, а также их останков - белых карликов или пульсаров. К примеру, прародители белых карликов и пульсаров в ближайшем к нам шаровом скоплении М4, расположенном в созвездии Скорпиона на расстоянии в 7,2 тысячи световых лет от Земли, возникли примерно 12,2 миллиарда лет назад. Считается, что средний возраст таких престарелых звезд на окраинах Галактики может указать на точное время ее формирования.

Американский астрофизик Джейсон Калирай (Jason Kalirai) из Института космического телескопа в городе Балтимор (США) вычислил средний возраст звезд в галактическом гало, изучив четыре новорожденных белых карлика на окраинах Галактики и сопоставив полученные результаты со свойствами останков звезд из скопления М4.

Как объясняет Калирай, масса белого карлика зависит от свойств и химического состава звезды-прародителя. Все существующие звезды состоят из водорода, гелия и незначительных примесей в виде более тяжелых элементов. Размер карлика напрямую зависит от доли этих примесей - его вес может достигать максимума для таких объектов - 1,4 масс Солнца - при отсутствии примесей и плавно уменьшается при увеличении доли тяжелых элементов.

Астрофизик заметил, что это свойство можно использовать для оценки возраста карликов и их звезд-прародителей. Во время юности нашей Галактики ее населяли звезды, лишенные примесей, и поэтому белые карлики должны были достигать почти максимальных размеров. В современную эпоху звезды содержат много металлов, в силу чего масса белых карликов редко превышает половину от солнечной. Иными словами, новорожденные белые карлики будут самыми маленькими, а самые старые - наиболее крупными.

Для проверки своей теории Калирай вычислил максимальную и минимальную массу белых карликов в скоплении М4 - 0,802 и 0,53 массы Солнца соответственно. Затем ученый рассчитал возраст скопления, получив 12,5 миллиарда лет, что совпадает с данными, полученными ранее другими астрономами.

Затем автор статьи испытал свою методику на четырех молодых белых карликах, недавно обнаруженных в ближней к нам части галактического гало. По его расчетам, возраст звезд в этой части гало составляет 11,4 миллиарда лет. В пользу такого вывода говорит и то, что результат укладывается в пределы значений, полученных другими методами.

Относительно молодой возраст этой части гало подтверждает, что окраины нашей Галактики неоднородны по своему составу и истории. По всей видимости, ближняя к нам часть окраины состоит из звезд, образованных из осколков галактик, столкнувшихся при рождении Млечного пути, тогда как дальние подступы гало состоят из более древних звезд, сформировавшихся из первичной материи нашей Галактики. -0-