-8
Американские ученые составили "углеродный портрет" участков Северного ледовитого океана
23 Мая 2012

ЕРЕВАН, 23 мая - Новости-Армения. Ученые впервые для Северного Ледовитого океана сделали комплексный анализ содержания углерода, определив, сколько органики попадает на разные глубины и из каких источников - по мнению исследователей, это может помочь предсказать реакцию экосистем на дальнейшее потепление арктических вод, сообщает сайт океанографического института Вудс Холл (WHOI).

Результаты исследования опубликованы в журнале Biogeosciences, передает РИА Новости.

"Если потепление вод Северного Ледовитого океана продолжится, как прогнозируют большинство климатологов, углеродные циклы в воде могут существенно измениться", - сказал руководитель исследования, сотрудник WHOI Дэвид Гриффит (David Griffith), чьи слова приводятся в сообщении.

Ученые отобрали пробы углеродосодержащих веществ - от органического углерода до углекислого газа (CO2), растворенного в воде. Исследования проводились с борта канадского ледокола Louis S. St. Laurent, к северо-западу от побережья страны. В двух областях Канадского бассейна экспедиция взяла пробы с 24 глубин, максимальная из которых составила около 3,8 тысячи метров. Как пояснил Гриффит, необходимость брать пробы с разных глубин и с такой частотой объясняется тем, что водные массы Северного Ледовитого океана четко разделены на слои, разные по своим температурным характеристикам, а также по содержанию углерода в разных формах. Согласно упрощенной схеме, на поверхности расположен слой, в который попадает пресная вода из рек и ледников, ниже - слой холодных вод из Тихого океана, под ним - теплые воды Атлантики с высокой соленостью, которые постепенно замещают самый нижний, придонный слой.

По соотношению разных изотопов углерода, содержащихся в каждом образце, ученые могут установить, откуда в воде берется органика и когда она туда попала. Первое можно установить с помощью изотопа С-13, количество которого показывает, откуда взялась вода: из морской среды, океанического льда или с суши. Время, когда органика попала в воду, определяют по радиоактивному изотопу С-14.

"Механизм круговорота углерода в арктических водах, недостаточно изучен, однако это очень важно для понимания работы океанических экосистем", - сказал Гриффит. -0-