-2
Американские психологи разработали методику подавления страха перед пауками
22 Мая 2012

ЕРЕВАН, 22 мая - Новости-Армения. Американские психологи разработали и успешно применили методику подавления арахнофобии, вылечив несколько людей от смертельного страха перед пауками за одну сессию терапии, которая продолжалась всего несколько часов; авторы методики опубликовали инструкцию по ее применению в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Science.

"Перед лечением некоторые из наших подопечных ни за что не стали бы ходить по траве из-за страха перед пауками или же они могли провести несколько дней вне дома в том случае, если они считали, что там прячется паук. Но после двух-трехчасового лечения они смогли пройтись по газону или подержать или потрогать тарантула. Эффект сохранялся как минимум на протяжении шести месяцев - эти люди были в восторге от терапии", - пояснила руководитель группы психологов Катерина Хаунер (Katherina Hauner) из Северо-Западного университета в городе Эванстон (США).

Хаунер и ее коллеги разработали методику подавления страха, изучая реакции, которые происходят в мозге человека при встрече со смертельно пугающим его объектом. Для этого психологи собрали группу из девяти женщин и трех молодых людей, страдавших от арахнофобии и желавших избавиться от необъяснимого страха перед пауками, передает РИА Новости.

Сначала ученые попытались оценить степень страха своих подопечных при помощи простейшего теста. Они заводили добровольцев в комнату, в центре которой располагалась клетка с чилийским розовым птицеедом (Grammostola rosea) - крупным тарантулом размером в 15-16 сантиметров. Авторы статьи просили участников эксперимента подойти к клетке и потрогать паука.

Вполне ожидаемо, что ни один из добровольцев не смог выполнить этой задачи. В это время ученые наблюдали за центрами активности в их мозге и фиксировали те его участки, которые "включаются" во время реакции страха.

После оценки силы страха и активности в соответствующих регионах мозга ученые приступили к подавлению страха. Для этого они просили своих подопечных попытаться еще раз приблизиться к клетке, на этот раз чуть ближе, чем они осмелились подойти ранее. Затем они делали небольшой перерыв и инструктировали добровольцев продвинуться еще на шаг вперед. Это продолжалось до тех пор, пока участники эксперимента не дотрагивались до паука.

К удивлению самих добровольцев, они смогли приблизиться и потрогать "страх во плоти" через два или три часа последовательного продвижения к клетке. Этот подвиг отразился и в работе их мозга - активность цепочек нейронов, включающихся при появлении источника страха, была заметно снижена. По словам исследователей, данный эффект сохранялся даже через шесть месяцев после первого эксперимента - их подопечные спокойно подходили к клетке с тарантулом и трогали его без появления внезапных приступов страха.

Хаунер и ее коллеги полагают, что схожая терапия может применяться и для лечения других фобий, имеющих под собой материальную основу. -0-