8.5
Геологи нашли в Тихом океане "пульсирующий" подводный вулкан
14 Мая 2012

Европейские и новозеландские геологи обнаружили вблизи тихоокеанских островов Тонга подводный вулкан с крайне беспокойным "характером" - его высота меняется на десятки сантиметров за несколько недель, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

Подводных вулканов на Земле намного больше, чем "сухопутных"- 32 тысячи против 1,5 тысячи - однако они изучены намного хуже из-за их труднодоступности.

ПОДВОДНЫЙ МИР ОГНЯ
Группа ученых под руководством Энтони Уоттса (Anthony Watts) из Оксфордского университета (Великобритания) обнаружила крайне необычный вулкан на дне Тихого океана, в окрестностях архипелагов Кермадек и Тонга, примерно в 800 километрах к северо-западу от Новой Зеландии.

В этой области находится несколько цепочек подводных вулканов, в частности, группа вулканов Мановай, к которой как раз и относится необычный вулкан.
Это "семейство" было обнаружено геологами в 1944 году. За 70 лет ученые провели несколько погружений и заметили, что его высоты сильно менялись за каждые 4-5 лет, которые проходили между измерениями.

Авторы исследования предприняли в этот район две экспедиции в мае и июне 2011 года на борту немецкого исследовательского судна Sonne. Небольшая глубина позволила геологам провести подробные исследования вулканов.

БЕСПОКОЙНЫЙ "МИКРОНЕЗИЕЦ"
Группа Уоттса проследила за поведением вулканов, составляя ежедневные карты высот вулканов в зоне Мановай в течение всего времени экспедиций.
Затем ученые сравнили полученные карты с теми, которые были получены другими геологами в ходе предыдущих исследований в 2004 и 2007 годах. Оказалось, что они были совершенно не похожи друг на друга - часть высоких участков "обвалилась", а часть низин предыдущих годов оказалась на возвышенностях в 2011 году.

По мере наблюдения за состоянием вулканов ученые с удивлением заметили, что высота поверхности в некоторых точках группы Мановай росла или падала прямо у них на глазах.

К примеру, за две недели между экспедициями в мае и начале июня 2011 года высота одного из вулканов в некоторых точках увеличилась на 14 сантиметров, тогда как в других она опустилась на 74 сантиметра. Кроме того, за это время у вулкана успело появиться новое жерло, выросшее на месте "провала", обнаруженного первой экспедицией.

По словам геологов, вулкан меняет свою высоту примерно в 10-50 раз быстрее, чем указывали замеры во время предыдущих экспедиций. Более того, Мановай "растет" и "сжимается" примерно в сто раз активнее, чем самые беспокойные подводные вулканы - "Кик-эм-Дженни" в составе Малой Антильской дуги в Карибском море и самоанский вулкан Ваилулу'у.

Тем не менее, относительно постоянные размеры вулкана указывают на то, что он "просыпается" лишь на несколько недель в году. Как полагают Уоттс и его коллеги, изучение других подводных "везувиев" поможет понять, является ли такое поведение подводных очагов вулканизма нормой или же действительно необычным феноменом.-0-