Ученые нашли сверхмассивную черную дыру, разорвавшую "пожилую" звезду
03 Мая 2012

ЕРЕВАН, 3 мая - Новости-Армения. Астрофизики обнаружили в одной из галактик в созвездии Дракона сверхмассивную черную дыру, которая разорвала престарелую звезду - красного гиганта - на части и "съела" ее останки, и опубликовали результаты своих наблюдений в статье в журнале Nature, передает РИА Новости.

Считается, что в центре большинства галактик существует, по крайней мере, одна сверхмассивная черная дыра. Причины образования этих объектов пока не совсем ясны. Наблюдения за искривлением пространства вокруг них позволяют говорить о том, что типичная масса сверхмассивных черных дыр находится в диапазоне от миллиона до нескольких миллиардов масс Солнца. Примерно один раз в сто тысяч лет черная дыра захватывает и разрывает на куски одну из звезд, находящихся в ее окрестностях. Такое событие сопровождается длительной и сверхмощной вспышкой.

ПОТОК УЛЬТРАФИОЛЕТА

Группа ученых под руководством Суви Джецари (Suvi Gezari) из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США) зафиксировала одно из таких явлений, наблюдая в мае 2010 года за черной дырой в галактике, расположенной в созвездии Дракона на расстояние в 2 миллиарда световых лет от Земли.

Джецари и ее коллеги "поймали" послесвечение в оптическом и ультрафиолетовом диапазонах, которое возникает в результате падения "объедков" - фрагментов бывшей звезды на орбите вокруг черной дыры - на так называемый "горизонт событий". Он представляет собой воображаемую сферическую зону вокруг черной дыры, откуда ничто не может вырваться из гравитационных "объятий" невидимого тяжеловеса.

Астрофизики обнаружили первый намек на "трапезу" черной дыры 31 мая 2010 года, когда сразу несколько телескопов зафиксировало ультрафиолетовую вспышку в созвездии Дракона. Вспышка продолжалась в течение всего лета 2010 года и сошла на нет в конце сентября. За это время авторы статьи успели изучить свойства не только самой черной дыры, но и звезды, которая была ей уничтожена.

СЕКРЕТЫ ЧЕРНОЙ ДЫРЫ

По расчетам астрофизиков, данная черная дыра "весит" всего 2,8 миллиона солнечных масс, что является достаточно средним показателем для объектов такого рода. Она находится в центре малоактивной и немолодой галактики, средний возраст звезд в которой составляет 1,5-5 миллиардов лет.

Скорее всего, ее "обедом" стала крупная звезда, захваченная притяжением черной дыры в последнюю эпоху ее существования. Об этом говорит практически полное отсутствие в спектре вспышки линий водорода - основного горючего в термоядерной "топке" любой звезды. По всей видимости, в последние тысячелетия своего вращения вокруг черной дыры от звезды осталось лишь ее горячее гелиевое ядро размером примерно в треть Солнца.

Перед своей смертью звезда обращалась по орбите, "облизывающей" горизонт событий черной дыры. В момент гибели светило было разорвано на части, и часть его материи была выброшена на очень вытянутую орбиту. Через два месяца раскаленные "останки" звезды упали на черную дыру, вызвав вспышку ультрафиолета, которую и зафиксировали Джецари и ее коллеги.

Как отмечают астрофизики, результаты наблюдений не совсем совпадают с теоретическими выкладками, описывающими этот процесс. Дальнейшие наблюдения и повторное изучение данных помогут улучшить данный раздел науки, заключают ученые. -0-