Палеонтологи откопали пернатого тираннозавра в Китае
05 Апреля 2012

Китайские и канадские палеонтологи обнаружили останки пернатого тираннозавра длиной примерно в девять метров и массой около полутора тонн, который терроризировал леса и открытые пространства будущей китайской провинции Ляонин в начале мелового периода, примерно 125 миллионов лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Группа ученых под руководством Син Сюя (Xing Xu) из Лаборатории эволюционной систематики позвоночных Китайской академии наук в Пекине, обнаружившая останки ящера, окрестила свою находку как Yutyrannus huali, что на смеси латыни и китайского означает "самый прекрасный пернатый тиран", передает РИА Новости.

"Перья Yutyrannus представляли собой примитивные волокна. Они больше напоминали мягкий пушок только что вылупившихся цыплят, а не сложные и твердые перья взрослых птиц", - пояснил Сюй.

ПЕРНАТЫЕ ДРАКОНЫ

Сюй и его коллеги проводили раскопки в окрестностях города северно-китайского города Бейпяо, где залегают отложения так называемой Исяньской формации. Данная формация привлекает внимание палеонтологов со всего мира богатыми залежами окаменелостей, сформировавшихся во время конца юрского и начала мелового периодов. Здесь были найдены останки гигантской блохи, ниспровергателя археоптерикса Xiaotingia zhengi и многих других интересных динозавров и протоптиц.

В 2011 году авторы статьи обнаружили два черепа, частичный и почти полный скелет крупного динозавра из семейства тираннозаврид, к которому принадлежит и "король" Tyrannosaurus rex. Данный скелет привлек внимание ученых тем, что он был окружен "ореолом" из множества мелких линий, представлявших собой отпечатки перьев.

По оценкам ученых, длина этого хищника достигала примерно девяти метров, а масса - 1,4 тонны. "Прекрасный пернатый тиран" относится к числу очень примитивных тираннозаврид, так как в анатомии его черепа и позвонков отсутствуют черты, характерные для более поздних представителей этого семейства.

КИТАЙСКАЯ ЗАГАДКА

Такая находка интересна сразу по двум причинам - палеонтологи ранее не находили таких крупных пернатых ящеров в отложениях раннего мелового периода и столь больших тираннозавров, живших на территории современного Китая в ту эпоху.

Большие размеры ящера указывают на то, Yutyrannus huali "вырастил" перья для обогрева или других целей, но не для полета. По словам ученых, причиной для этого мог послужить относительно прохладный климат раннего мелового периода.

С другой стороны, многие палеонтологи считали, что тираннозавры и другие крупные ящеры не нуждались в перьевом покрове из-за того, что их гигантское тело лучше удерживало тепло по сравнению с мелкими динозаврами. Открытие Сюя и его коллег ставит под сомнение это предположение.
"Открытие Yutyrannus значительно расширило набор масс и размеров динозавров, которые точно обладали перьями. Вполне возможно, что пернатые ящеры, по крайней мере, плотоядные, встречались гораздо чаще, чем мы думали в недавнем прошлом", - заключает Сюй. -0-