-1
Сибирские ученые создали самый чувствительный в мире детектор взрывчатки
02 Апреля 2012

Ученые трех институтов СО РАН разработали и создали самый чувствительный в мире прибор для дистанционного обнаружения взрывчатых веществ, способный распознать одну молекулу паров ВВ из миллиона на расстоянии до 50-ти метров, сообщил РИА Новости заведующий лаборатории Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН Анатолий Павленко.

"Опытный образец прибора весит почти 600 килограммов и поэтому предназначен в большей степени для стационарной работы в контрольно-пропускных пунктах, хотя при необходимости его можно подвезти к потенциально опасному объекту, обнаруженному в общественном месте и повернуть к нему источник излучения под нужным углом", - пояснил Павленко.

По его словам, специальный эксимерный лазер (разновидность ультрафиолетового газового лазера) с очень узкой полосой излучения, разработанный в Институте сильноточной электроники СО РАН в Томске, сканирует поверхность исследуемого объекта и несколько кубических метров пространства вокруг него, выявляя содержание паров ВВ с помощью оптического лазерного оборудования - лидара.

Павленко рассказал, что лидарный метод, в частности, широко используется во всем мире для мониторинга и зондирования атмосферы. Для этого на интересующий атмосферный объект направляют лазерный луч, который отражается, и обратный сигнал улавливают с помощью мощного телескопа, определяя по полученному спектру состав вещества на специальном оборудовании (монохроматоре). Улавливающие и анализирующие приборы разработали и создали ученые томского Института оптики и атмосферы СО РАН.

По информации завлаборатории, такую ничтожно малую концентрацию ВВ, как одна молекула на миллион молекул исследуемого пространства, самые новые, еще не реализованные израильские разработки лидарных обнаружителей способны зарегистрировать не более чем в двух с половиной метров от объекта. Во время испытаний приемной комиссией заказчика, по его словам, был произведен следующий эксперимент: испытатель коснулся твердой поверхности шашки ВВ и чистого листа бумаги, после чего луч ДОВВ-1 с 15-ти метров (от соседней стены помещения) обнаружил в двадцати сантиметрах выше листа пары ВВ.

"Высокая чувствительность прибора позволит выявлять сообщников терактов в случаях, когда они не только не держали ВВ в руках, но и не были в помещении, где он хранился или производился", - отметил Павленко.

Собеседник агентства сообщил, что разработанная технология запатентована совместно с Федеральной службой безопасности (ФСБ). Летом этого года планируются испытания дистанционного обнаружителя в разных физических условиях. В зависимости от полученных результатов, будет принято решение по дальнейшей адаптации конструкции обнаружителя к разным условиям применения.--0--