-3
Биохимики научили бактерии превращать углекислый газ в спирт
30 Марта 2012

Американские ученые создали особый штамм бактерий из рода Ralstonia, которые поглощают углекислый газ и перерабатывают его в бутанол и другие простые спирты, которые можно использовать в качестве биотоплива, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

На сегодняшний день биологи вывели несколько штаммов кишечной палочки и других бактерий, способных превращать растительное сырье или другую органику в биотопливо. Во многих случаях исследователи добивались успеха, однако в подавляющем числе случаев эффективность таких бактериальных "мануфактур" намного ниже минимально допустимых значений для их коммерческого применения, передает РИА Новости.

Группа биохимиков под руководством Джеймса Ляо (James Liao) из университета штата Калифорния в Лос-Анжелесе проводила опыты с различными штаммами бактерии Ralstonia eutropha.

Как объясняют ученые, эта бацилла относится к особому классу бактерий, которые могут питаться водородом и не нуждаются в кислороде или в других "особых" условиях среды для выживания. Ферменты из семейства гидрогеназ - окислителей водорода - являются ключевым элементом микроба для его выживания. Достаточно долгое время ученые пытаются "прочитать" молекулярную структуру растворимой версии этой фермента, что позволит синтезировать и использовать его без участия бактерий.

Ляо и его коллеги вставили в геном Ralstonia eutropha несколько генов, заставляющих ее превращать излишки энергии в бутанол и другие органические спирты. Осталось найти надежный и безопасный источник водорода - использование чистого водорода было бы крайне опасным занятием, так как любая утечка может обернуться мощнейшим взрывом.

Авторы статьи воспользовались тем, что бактерия умеет использовать молекулы муравьиной кислоты в качестве источника водорода. Ralstonia eutropha поглощает молекулы кислоты, расщепляет ее на молекулу водорода и углекислого газа и использует первую как "топливо", а вторую - в качестве "стройматериалов" клетки. При этом муравьиную кислоту достаточно легко получить, если одновременно пропускать через воду углекислый газ и электрический ток.

Биохимики проверили работу бактериальной "мануфактуры", поместив колонию бактерий в сосуд, через который пропускался электрический ток и углекислый газ. К разочарованию ученых, ток блокировал рост колонии, так как в жидкости постоянно появлялись токсичные для микробов пероксид водорода, оксид азота и атомарный кислород.

Исследователи решили эту проблему, обернув анод - отрицательный полюс устройства - тонким слоем пористой керамики. Керамическая "чаша" действовала как частично проницаемая мембрана, пропускающая молекулы муравьиной кислоты и препятствующая "побегу" токсичных соединений.

По оценкам Ляо и его коллег, такая конструкция позволяет колонии расти и вырабатывает приемлемое количество биотоплива. Как считают ученые, их изобретение может применяться для получения биотоплива из электричества, вырабатываемого солнечными батареями, ветряками и другими возобновляемыми источниками энергии. -0-