8.4
Лишенные секса самцы дрозофил уходят в запой
16 Марта 2012

Самцы мушек-дрозофил, которые пытались спариться с самкой и потерпели неудачу из-за отсутствия благосклонности "дамы", переходят на алкогольную "диету", заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале Science, передает РИА Новости.

Размножение и связанные с этим поведенческие стратегии играют огромную роль в жизни всех позвоночных и беспозвоночных животных. Как правило, их успешная реализация сопровождается выбросом гормонов удовольствия, а неудачные ухаживания - снижением их уровня. Это вынуждает самцов и самок искать новые возможности для спаривания и последующего повышения уровня гормонов.

БАХУС И ЭРОС

Группа биологов под руководством Галита Шохат-Офира (Galit Shohat-Ophir) из университета штата Калифорния в Сан-Франциско (США) изучала процессы, которые происходят в нервных центрах самцов дрозофил (Drosophila melanogaster) после того, как самка отвергает его ухаживания.

Для этого Шохат-Офир и его коллеги вырастили две популяции самцов, первая из которых была помещена в клетку с уже оплодотворенными самками, а вторая - с самками-девственницами.

Как объясняют исследователи, самки дрозофил спариваются лишь один раз за всю свою жизнь и всегда отказывают новым ухажерам после оплодотворения. Иными словами, все самцы в первой популяции останутся холостяками, несмотря на все свои ухаживания, тогда как мушки из второй группы имеют гарантированную возможность продолжить свой род.

Через четыре дня после начала эксперимента ученые поместили в клетки две кормушки. В первой содержался обычный сахарный сироп, во второй же он был разбавлен 15-процентным раствором спирта. В следующие четыре дня биологи следили за пищевыми предпочтениями мушек, пытаясь найти различия в реакции насекомых.

ГОРМОН СЧАСТЬЯ

Оказалось, что "холостые" самцы больше налегали на алкогольный сироп, чем их "семейные" собратья. Как правило, исполнившие супружеский долг самцы пили примерно равное количество и той, и другой жидкости. С другой стороны, "холостяки" каждый день съедали на 85% больше спиртосодержащей жидкости, чем обычной еды.

Исследователи попытались выяснить причины необычных приступов "алкоголизма", проанализировав концентрацию белков в нейронах мушек. Шохат-Офир и его коллеги обнаружили, что в клетках нервных центров "семейных" мушек был повышен уровень одного из сигнальных белков - так называемого нейромодулятора F (NPF).

Ученые проследили за активностью этой молекулы и выяснили, что этот нейромодулятор действует на центр удовольствия мушки. Иными словами, "семейные" насекомые были счастливы из-за высокой концентрации этого белка в их нервных центрах, а "холостые" страдали из-за его недостатка. Поэтому они перешли к альтернативному методу получения удовольствия - употреблению алкоголя.

Биологи проверили свои выводы, искуственно повысив уровень нейропептида в тканях "холостых" мушек, вставив несколько дополнительных копий гена, который отвечает за его производство. Такие мушки пили гораздо меньше спирта, чем их обычные сородичи. Аналогичного эффекта исследователи добились, снизив число рецепторов нейропептида на поверхности нейронов дрозофил.

Как отмечают авторы статьи, человеческий аналог этого вещества - нейромодулятор Y - может действовать аналогичным образом и на наш мозг. С другой стороны, эта молекула задействована и в других процессах жизнедеятельности, поэтому манипуляции ее концентрацией могут привести к непредсказуемым последствиям. -0-