8.1
Сближение Луны и Земли породило айсберг, потопивший "Титаник" - ученые
06 Марта 2012

Американские и британские астрономы выяснили, что необычайно тесное сближение Луны с Землей стало причиной появления столь большого числа крупных айсбергов в том регионе, где в апреле 1912 года затонул лайнер "Титаник", передает РИА Новости.

ПРОКЛЯТЫЙ РЕЙС

"Титаник" вышел в свой первый и последний рейс из Европы в Америку 10 апреля 1912 года, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. Четырнадцатого апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом и затонул 15 апреля. По различным данным, погибли от 1400 до 1517 человек.

Дональд Олсон (Donald Olson) и Рассел Дешер (Russell Doescher) из университета штата Техас в городе Остин, а также их коллега Роджер Синотт (Roger Sinott), редактор журнала Sky & Telescope, проверили, не повлияло ли сближение Луны и Земли 4 января 1912 года на "популяцию" айсбергов в той части северной Атлантики, где затонул крупнейший пассажирский лайнер этой эпохи. Свои выводы ученые опубликовали в статье в журнале Sky & Telescope.

Олсон и его коллеги обнаружили, что это событие было одним из редчайших и уникальнейших космических феноменов в истории нашей планеты. По их словам, Луна, Солнце и Земля были расположены таким образом, что гравитационное воздействие спутницы нашей планеты было значительно усилено.

Так, 3 января 1912 года Земля приблизилась на максимально возможное расстояние до Солнца - она вошла в так называемый перигелий. На следующий день Луна сблизилась с нашей планетой и при этом оказалась в такой точке, что ее гравитационное воздействие на Землю было усилено Солнцем.

"В этот день Луна и Земля сблизились на такое расстояние, которое не наблюдалось в предыдущие 1,4 тысячи лет, и эта конфигурация небесных тел максимально усилила приливные силы, при помощи которых спутница нашей планеты управляет земными океанами. Только подумать - полнолуние могло произойти в любой день, любой час этого месяца. Перигей мог произойти тоже в любое время. Представьте, сколько минут в одном месяце!", - пояснил Олсон.

СМЕРТЕЛЬНЫЕ ВЫСОКИЕ ВОДЫ

Убедившись в чрезвычайно сильном влиянии Луны на океаны Земли во время зимы 1912 года, ученые предположили, что необычно "размашистые" колебания уровня моря привели к усиленному дроблению кромки льда у берегов Гренландии. Но после компьютерного моделирования их движения эта гипотеза была опровергнута - куски льда просто бы не успели на "рандеву" со своей жертвой.

Поэтому Олсон и его коллеги полагают, что повышение уровня моря "освободило" айсберги, "застрявшие" на относительно мелководных участках у берегов полуострова Лабрадор и острова Ньюфаундленд. По словам астрономов, при нормальном уровне мирового океана особо крупные айсберги проводят несколько лет в этих водах до тех пор, пока они не уменьшатся до "плавучих" размеров. Высокие воды января 1912 года могли освободить множество застрявших айсбергов и отправить их в плавание на встречу с "Титаником".

"Это может объяснить огромное количество айсбергов весной 1912 года у берегов США. Мы точно не можем сказать, где находился "убийца" Титаника в январе 1912 года - никто не сможет этого узнать - однако наш сценарий вполне правдоподобен с научной точки зрения", - заключает Олсон.--0--