Биологи расшифровали геном рака-"убийцы" тасманийских дьяволов
17 Февраля 2012

Международный коллектив биологов расшифровал геном заразных раковых клеток, уничтожающих тасманийских дьяволов, и выделил ряд мутаций, изучение которых позволит установить найти и обезвредить механизм переноса клеток-"убийц" из слюны больных сумчатых в ткани кожи их здоровых собратьев, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell.

В середине 1990 годов среди популяции тасманийский дьяволов распространилась причудливая болезнь DFTD, возбудителем которой выступали раковые клетки, которые поражали морду животного. В 2007 году ученые поймали в западной части острова дьявола по кличке Седрик, который предположительно обладал иммунитетом к раку-"убийце" на генетическом уровне. Однако в 2010 году заболевшего Седрика пришлось умертвить, передает РИА Новости.

Группа генетиков под руководством Элизабет Мерчисон (Elizabeth Murchison) из института Сангера в городе Хинкстон (Великобритания) расшифровали геном раковых клеток и выделили мутации, отличающие их от нормальных клеток тасманийского дьявола.

В своей работе ученые собрали образцы клеток 104 животных, пораженных этой смертельной болезнью, просеквенировали их и сравнили между собой. Это позволило ученым вычислить "родословную" смертельной формы рака и установить вероятное место появления заразной версии рака-"убийцы".

Мерчисон и ее коллеги подтвердили, что все современные линии рака-"убийца" происходят от единственного штамма раковых клеток, зародившихся в теле одного из дьяволов в начале 1990 годов. По всей видимости, эта особь была самкой, на что указывает две "женских" Х-хромосомы в геноме раковых клеток.

"Я называла ее "бессмертным дьяволом". Ее клетки продолжают существовать, тогда как их прародительница давно мертва", - пояснила Мерчисон.

Ученые сравнили митохондриальную ДНК прародительницы рака-"убийцы" с современными митохондриальными геномами и попытались локализовать место появления болезни. По словам биологов, "бессмертный дьявол" обитал в северо-восточной части Тасмании, где и были найдены первые жертвы смертельной формы рака.

В целом, биологи обнаружили около 17 тысяч мутаций в геноме раковых клеток. Их роль и значение еще только предстоит изучить. Мерчисон и ее коллеги планируют обратить внимание на блок аномалий в иммунной системе, поломка в которой практически всегда сопровождается возникновением рака.

"Геном раковых клеток развивался и эволюционировал по мере того, как он распространялся по популяции дьяволов, однако в большей части он оказался достаточно стабильным. Геном и карта генетических различий между клетками из разных опухолей поможет нам разработать стратегии сдерживания этой болезни", - заключает один из участников группы Майкл Страттон (Michael Stratton) из института Сангера. -0-