8.1
Мушки-дрозофилы пьют спирт для очищения крови от паразитов - ученые
16 Февраля 2012

ЕРЕВАН, 16 фев - Новости-Армения. Мушки-дрозофилы переходят на "алкогольную диету" в тех случаях, когда в их крови присутствуют яйца или вылупившиеся личинки паразитических ос, так как молекулы этилового спирта являются ядом для большинства представителей этой группы перепончатокрылых, заявляют американские биологи в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Плодовые мушки-дрозофилы (Drosophila melanogaster) питаются подгнившими фруктами, часть молекул сахара в которых перебродила в спирт. Их личинки живут в схожих условиях и питаются дрожжами в испорченных плодах, где доля алкоголя может достигать 6%. Благодаря этому дрозофилы переносят высокие концентрации этилового спирта лучше других насекомых, передает РИА Новости.

МУШКИ-АЛКОГОЛИКИ
Группа ученых под руководством Тодда Шленке (Todd Schlenke) из университета Эмори в городе Атланта (США) проверила, пользуются ли дрозофилы своей устойчивостью к алкоголю для борьбы с паразитическими осами, которые заражают своими яйцами кровь личинок мушек.

Биологи вырастили несколько популяций личинок, в корм которых добавлялось разное количество этилового спирта. Затем биологи выпустили в клетки с мушками несколько паразитических ос двух видов - Leptopilina boulardi и Leptopilina heterotoma. Первый вид специализируется на заражении дрозофил, второй откладывает свои яйца в тело и других видов плодовых мушек.

Шленке и его коллеги дождались, пока паразитические перепончатокрылые введут яйца в тела всех насекомых и вскрыли несколько мушек через сутки после заражения.

Оказалось, что диета с добавлением 6% алкоголя значительно уменьшила число отложенных яиц. Так, количество яиц в крови "пьяных" мушек снизилось в два раза при заражении осами-"специалистами" и в три раза - в случае контакта с "универсальными" паразитами.
Кроме того, заметно упала и численность выживших паразитов. Особенно сильно пострадали личинки "всеядной" паразитической осы - по оценкам исследователей, около 60% из них погибли. Осы-"специалисты" несколько лучше переносили спирт - только 9% из них не смогли дожить до окукливания и вылета из тела своей жертвы.

ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА СПИРТА
В целом, этанол неплохо защищал личинок от заражения универсальным паразитом - около 30% из дрозофил смогли уничтожить всех паразитов и превратиться во взрослую особь. В случае со вторым видом ос все было не так просто: алкогольная "диета" привела не только к уменьшению числа паразитов, но и двукратному росту смертности среди личинок мушки.

Затем биологи проверили, будут ли личинки стремиться к источнику алкоголя в случае, если они были заражены яйцами ос.

Для этого авторы статьи подготовили специальные кормушки, в одной половине которых находилась чистая питательная смесь, а во второй она была разбавлена 6% раствором спирта. После этого Шленке и его коллеги заразили дрозофил и следили за их перемещениями по питательной смеси.

По словам ученых, большинство насекомых, зараженных яйцами паразитов, передвинулось в ту сторону сосуда, которая содержала в себе спирт. Как утверждают биологи, это свидетельствует о том, что дрозофилы стремятся попасть в среду с наибольшим содержанием этанола в тех случаях, когда в их крови присутствуют яйца или личинки ос.
Исследователи полагают, что подобная защитная реакция может быть характерной и для других насекомых и животных. Биологи предлагают изучить то, как часто хронические алкоголики страдают от "нахлебников" в их кишечнике и других частях тела.-0-