-7
Малый ледниковый период 13-16 веков начался из-за извержений вулканов - ученые
31 Января 2012

Серия извержений вулканов в середине 13 века могла быть одним из спусковых механизмов "малого ледникового периода" - эпохи сильного похолодания климата в позднем Средневековье и в Новом времени, заявляют американские геофизики в статье в журнале Geophysical Research Letters.

На сегодняшний день точные временные рамки этого периода похолодания не определены. Согласно официальному определению НАСА, малый ледниковый период продлился с короткими теплыми "перерывами" с 1550 по 1850 годы. Большинство климатологов и геофизиков связывают его активную фазу с падением солнечной активности в период с 1640 по 1710 годы, которое получило название Маундеровский минимум. Тем не менее, другие причины и границы этой эпохи не исключаются, передает РИА Новости.

Группа ученых под руководством Гиффорда Миллера (Gifford Miller) из университета штата Колорадо в городе Боулдер (США) обнаружила одну из возможных причин этого явления - серию извержений вулканов, - изучив остатки растений, которые сохранялись в ледниках острова Баффинова земля до сегодняшнего времени.

Как отмечают исследователи, множество европейских хроник времен Средневековья содержат в себе упоминания о череде необычайно холодных осеней и зим, которые уничтожили урожай и принесли с собой "Великий голод" 1315-1317 годов. После этого наступил период резкого похолодания климата - в северной Скандинавии начали наступать ледники, в Италии появился снег, а в Шотландии и Англии реки начали замерзать в зимнее время, чего не наблюдалось ранее.

В своей работе ученые изучили 94 фрагмента "ископаемого" мха, возраст которых находился в пределах с 800 по 2000 год нашей эры. Большая часть остатков растений приходилась на конец 13 века и начало 14 века. Это указывает на то, что в ту эпоху климатические условия резко ухудшились, что привело к почти одновременной гибели растений и их погребению под толщей ледника.

Затем ученые проанализировали минеральный состав ледниковых отложений этого периода, добытых у берегов Исландии и островов Канадского арктического архипелага. Эти отложения указали на прекращение таяния ледников и их постепенное разрастание в последующие столетия.

Начало разрастания ледников соответствует по времени залегания четырем слоям вулканической серы, которые были найдены в других участках земных недр. По расчетам исследователей, эти извержения произошли примерно за 50 лет до начала похолоданий в тропической части земного шара. Ученые предположили, что именно эти катаклизмы стали причиной "малого ледникового периода".

Для проверки этой гипотезы ученые использовали одну из климатических моделей, использованных для подготовки докладов Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), приспособив ее для реконструкции климата Средних веков. В качестве дополнительного фактора ученые добавили в нее четыре извержения вулканов во второй половине 13 века и проследили за развитием событий в последующие 500 лет.

По словам геофизиков, появление большого количества частиц сажи и последовавшее снижение среднегодовых температур воздуха нарушило работу течений в Атлантическом океане, которые управляют переносом тепла из тропиков в средние широты. Нарушение их работы стало причиной постепенного угасания их активности и дальнейшего падения температур.

Как утверждают Миллер и его коллеги, очередная серия извержений и снижение солнечной активности в середине 15 века усилили этот эффект и продлили длительность "малого ледникового периода" до 19 века.--0--