-3
Ученые откопали в Южной Африке самое древнее гнездо динозавров
24 Января 2012

Палеонтологи обнаружили место гнездования одного из видов ранних динозавров, населявших территорию Южной Африки в самом начале Юрского периода (примерно 190 миллионов лет назад), что делает эту кладку на 100 миллионов лет старше самых древних из ранее обнаруженных "детсадов" динозавров, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа ученых под руководством Роберта Райша (Robert Reisz) из университета Торонто в городе Миссисага (Канада) обнаружила десять гнезд предков гигантских травоядных динозавров - прозауроподов из рода массоспондилов (Massospondylus) в национальном парке "Плоскогорье Золотые Ворота" в центральной части ЮАР, неподалеку от границы с королевством Лесото, передает РИА Новости.

Эта местность хорошо известна среди геологов и палеонтологов своими пластами пород Триасового и Юрского периодов - эпох зарождения динозавров и их становления в качестве доминирующих пресмыкающихся мезозойской эры. В 1977 году здесь были обнаружены семь отдельных яиц массопондилов, возраст которых приближается к 200 миллионам лет. На сегодня они остаются древнейшими окаменелыми останками эмбрионов динозавров.

Райш и его коллеги обнаружили "детсад" массоспондилов благодаря тому, что ветер, вода и другие природные стихии частично разрушили пласты горных пород и обнажили одну из кладок яиц в окрестностях дороги, которая была прорублена через склон одной из гор. В результате длительных раскопок ученые извлекли десять гнезд, а также следы матерей и их детенышей на разных этапах развития.

"Яйца, эмбрионы и гнездовья были извлечены из пласта пород в районе практически вертикального дорожного среза длиной всего в 25 метров. И даже при этих условиях мы смогли найти десять гнезд, что указывает на то, что скала содержит гораздо больше кладок, к которым пока нет доступа из-за миллионов тонн породы. Мы предсказываем, что природная эрозия постепенно раскроет еще большее число гнезд в будущем", - пояснил Райш.

Как отмечают исследователи, каждая такая кладка содержала около 30-35 яиц, разложенных в виде аккуратных и тесных кучек. Близкое расположение гнезд и их большое количество говорят о том, что массопондилы постоянно возвращались в эту местность для продолжения рода.

По всей видимости, потомство и матери достаточно долго оставались на месте гнездовья после рождения - об этом свидетельствуют следы детенышей различных размеров в пластах породы, из которых палеонтологи извлекли останки эмбрионов. И это подтверждает, что многие поведенческие стратегии более поздних эпох зародились еще на заре эпохи доминирования динозавров.—0—