Химики открыли молекулу, которая поможет охладить планету
13 Января 2012

ЕРЕВАН, 13 янв - Новости-Армения. Британские и американские химики создали из метана и озона особо активную молекулу - так называемый радикал Криги, которая может нейтрализовать молекулы загрязняющих атмосферу оксидов азота и серы и превращать их в аэрозоли, которые в свою очередь усилят частоту образования облаков в атмосфере и тем самым помогут охладить планету.

Способ сборки этих радикалов и предварительные выводы по их эффективности группа ученых под руководством Крейга Таатьеса (Craig Taatjes) из Национальной лаборатории Сандия в городе Ливермор (США) опубликовала в статье в журнале Science, передает РИА Новости.

Немецкий химик Рудольф Криги (Rudolf Criegee) предсказал существование сверхактивных соединений кислорода и углеводородных радикалов в 1953 году, изучая реакцию разложения этих веществ озоном - соединением из трех атомов кислорода, прослойка из которого защищает землю от ультрафиолетового излучения. Тем не менее, в свободном виде эти радикалы так и не были получены из-за их химической нестабильности и ряда других причин.

Крейг Таатьес и его коллеги создали специальное устройство, которое может вырабатывать большое количество молекул Криги из кислорода и углеводородов. Ключевым элементом этой машины служит синхротронный излучатель, луч которого можно тонко настроить для производства и отделения необходимых вариаций радикалов Криги из общей массы соединяющихся углеводородов и кислорода.

Авторы статьи настроили свой прибор для производства радикалов из молекул парникового газа-метана и кислорода, выработали небольшое количество этого соединения и изучили его химические свойства.

Выяснилось, что радикалы Криги реагируют с молекулами оксида серы и азота гораздо активнее, чем предполагали предшественники Таатьеса и его коллег. Это означает, что "природные" молекулы такого рода играют гораздо большую роль в круговороте веществ в атмосфере и в образовании аэрозолей и других воздушных взвесей.

Считается, что повышение концентрации аэрозолей в атмосфере было одним из тех факторов, которые несколько притормозили темпы изменения климата в последнее десятилетие. Учитывая эту идею, ученые предлагают подумать о том, что производство радикалов и их распыление в воздухе над крупными городами поможет не только уменьшить концентрацию экологических вредных оксидов азота и серы, но и значительно увеличить долю аэрозолей и тем самым "охладить" нашу планету.

Тем не менее, до "промышленного" применения радикалов Криги еще далеко - следует проверить все побочные эффекты и учесть токсическое воздействие самих радикалов и их производных на флору и фауну Земли.--0--