8.4
-11
Астрономы нашли группу из пяти экзопланет-"акробатов" в созвездии Рака
01 Декабря 2011

ЕРЕВАН, 1 дек - Новости-Армения. Система двойной звезды 55 в созвездии Рака содержит пять планет-"акробатов", которые синхронно "кувыркаются" вокруг своей оси из-за гравитационных возмущений, которые вызывает одно из двух светил, пишут канадские и французские астрономы в статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

В 1997 году группа ученых под руководством Пола Батлера (Paul Butler) из Калифорнийского университета в Беркли обнаружила планету у желтой звезды 55 Cancri (Рака). Впоследствии оказалось, что планет на самом деле пять. Кроме того, в этой системе присутствует небольшой красный карлик, вращающийся вокруг главного светила системы на расстоянии в 1 тысячу астрономических единиц (средних расстояний от Солнца до Земли). Наблюдения показали, что орбиты планет стабильны и не меняются с течением времени, передает РИА Новости.

Натан Каиб (Nathan Kaib) из университета Квинс в городе Кингстон (Канада) и его коллеги усомнились в том, что это действительно так. Ученые построили компьютерную модель системы и следили за изменениями в движении планет, убирая или добавляя влияние гравитации второго светила.

Оказалось, что планеты двигаются по своим орбитам по нормальным траекториям, однако при этом они делают "сальто" по своей оси. По расчетам ученых, один "кувырок" вокруг своей оси занимает у этих планет несколько миллионов лет.

Лидером "труппы акробатов" и виновником вращения всех остальных планет системы оказалась последняя планета системы - газовый гигант 55 Cancri d. Эта планета удалена от основного светила системы на 5 астрономических единиц - примерно столько же составляет расстояние между Солнцем и Юпитером. Орбита 55 Cancri d необычна тем, что она несколько "сжата" по бокам, что не характерно для Юпитера или других планет с аналогичной массой и расстоянием до светила.

Как объясняют астрономы, красный карлик шаг за шагом "подталкивает" планету-гигант, в результате чего ее ось медленно, но верно, переворачивается. В результате этого северный полюс меняется местами с южным, а гравитационные возмущения "перепрыгивают" дальше, на другие планеты системы.

Ученые планируют уточнить массы планет в системе и вычислить угол наклона первой планеты. Эти данные помогут Каибу и его коллегам проверить свои выводы и подсчитать то время, которое планеты тратят на один "кувырок".
-0-