Палеонтологи "состарили" первых европейцев на 10 тыс лет
02 Ноября 2011

Первые люди современного вида ступили на землю Европы на десять тысяч лет раньше, чем считалось ранее - примерно 45-40 тысяч лет назад, и быстро распространились по ее территории, на что указывают останки древних людей в пещерах Англии и Италии, пишут палеонтологи в двух статьях, опубликованных в журнале Nature.

Первая группа ученых под руководством Стефано Бенацци (Stefano Benazzi) из Венского университета пришла к такому выводу, проанализировав возраст и другие характеристики двух молочных зубов, обнаруженных в 1964 году в пещере Гротта дель Кавалло на юго-восточной окраине Апеннинского полуострова, сообщает РИА Новости.

Считается, что первые кроманьонцы - прямые предки современных людей - появились на территории Европы, в южных пределах Румынии, примерно 35 тысяч лет назад. С другой стороны, высокий уровень развития последних культур неандертальцев, предшествовавших появлению современных людей, вызывает сомнение у многих археологов и палеонтологов: неандертальские ли это культуры?

К числу "сомнительных" принадлежат так называемые улуззианская и шательперронийская культуры, следы которых найдены на юге Франции и Италии. Молочные зубы из пещеры Гротта дель Кавалло считались одним из свидетельств в пользу гипотезы "неандертальского" происхождения этих культур - они были обнаружены в слое пород, который ассоциируется с эпохой доминирования неандертальцев в Европе.
Бенацци и его коллеги опровергли это предположение, сопоставив внутреннюю структуру этих окаменелостей с зубами неандертальцев, современных и древних людей.
Ученые просветили зубы при помощи микрорентгеновской томографии и создали их трехмерную компьютерную модель. Сначала ученые сопоставили зубы современных людей и неандертальцев и вывели их основные отличия.

Жевательные зубы (моляры) неандертальцев напоминают по своей форме яйцо или овал, тогда как моляры древних и современных людей обычно бывают неправильной формы. Палеонтологи составили два набора признаков, по которым можно было однозначно отличить моляры неандертальцев от зубов кроманьонцев.

По этим критериям, зубы из пещеры Гротта дель Кавалло по всем признакам относится к "семье" моляров современных людей с 90% вероятностью.

Ученые проверили свои выводы, сравнив толщину эмали зубов. Как правило, эмаль на зубах неандертальцев была несколько тоньше той, которой обладают жевательные зубы современных и древних Homo sapiens. Оказалось, что эмаль на зубах из пещеры Гротта дель Кавалло была заметно толще покрытия моляров неандертальцев и находилась посередине между толстой эмалью древних людей и относительно тонкой эмалью современных Homo sapiens.

Затем авторы статьи вычислили возраст этих зубов, проанализировав соотношение изотопов углерода в бусах из морских ракушек, которые были найдены рядом с зубами. По оценкам исследователей, эти молочные зубы выпали из челюсти их "хозяев" примерно 44 тысячи лет назад.

Палеонтологи предполагают, зубы из пещеры Гротта дель Кавалло могут оказаться одними из первых "следов" стоянок современных людей на территории Европы задолго до предполагаемого вымирания неандертальцев. Ученые считают, что их исследование дает новый аргумент в пользу того, что улуззианская культура и связанный с ней высокий уровень развития являются продуктом деятельности кроманьонцев, а не неандертальцев.

Другой научный коллектив под руководством Томаса Хигхэма (Tomas Higham) из Оксфордского университета (Великобритания) пришел к аналогичным выводам, проанализировав устройство ископаемой верхней челюсти, которая была обнаружена в 1927 году в Кентской пещере в британском графстве Девон.

Эта челюсть была обнаружена, как и зубы из пещеры Гротта дель Кавалло, вместе с орудиями труда и украшениями, которые относятся к неандертальской культуре Британии, к так называемому комплексу Линкомба-Раниса-Ежмановице. В 1989 году британские палеонтологи вычислили возраст данной кости - 31 тысяча лет, и причислили ее к Ориньякской культуре - одной из первых "цивилизаций" современных людей.

Хигхэм и его коллеги усомнились в правильности датировки и попытались уточнить ее с помощью современных радиологических методов. Ученые вычислили возраст кости, сравнив содержание изотопов в других окаменелостях - останках шерстистого носорога, пещерных медведей и волков, обнаруженных в более молодых и древних слоях отложений Кентской пещеры.

Оказалось, что верхняя челюсть одного из первых британцев намного древнее, чем считалось ранее. Ее возраст находится в пределах от 41,5 тысячи до 44 тысяч лет.

Затем ученые изучили анатомическое устройство этой кости для определения того, кто был ее "хозяином" - кроманьонец или неандерталец. Палеонтологи просветили кость и корни зубов в ней при помощи микротомографа и сравнили их с устройством челюстей неандертальцев и современных людей по 23 признакам.

По мнению ученых, челюсть из Кентской пещеры можно признать человеческой - она удовлетворяет 13 "человеческим" критериям и несет в себе только три "неандертальских" черты.

Таким образом, обе группы палеонтологов сходятся в том, что первые африканские "колонисты" появились на территории Европы примерно 40-45 тысяч лет назад, задолго до предполагаемого вымирания неандертальцев, и жили бок о бок с ними в течение нескольких тысяч лет.—0-