-4
Мамонты вымерли как из-за изменений климата, так и от деятельности человека - ученые
02 Ноября 2011

Климатические изменения и появление человека на территории Сибири, Канады и стран Европы в равной степени повлияли на исчезновение мамонтов, бизонов и других гигантских травоядных млекопитающих ледникового периода, пишут палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

Как сообщает РИА Новости, группа ученых, в том числе ряд российских палеонтологов, под руководством Эске Виллерслева (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета (Дания) проследила за сокращением ареалов обитания мегафауны и за расширением "вотчины" древних людей на севере Сибири, Канады и Европы.

Как отмечают ученые, мегафауна четвертичного периода вступила в эпоху затяжного кризиса еще до распространения современных людей по большей части Старого Света, примерно 50 тысяч лет назад. Считается, что причиной медленного угасания "икон" ледникового периода стало изменение климата, которое лишило их привычной среды обитания. С другой стороны, резкое сокращение численности и последующее вымирание мегафауны в Австралии и Северной Америке сопровождалось заселением этих территорий людьми.

Виллерслев и его коллеги со всех континентов земного шара проанализировали сокращение популяций шести видов травоядных представителей мегафауны - мамонтов, дикой лошади, шерстистых носорогов, овцебыков, бизонов и северных оленей.

Палеонтологи составили базу данных по каждому виду мегафауны, которая включала в себя несколько сотен образцов митохондриальной ДНК этих животых и около 1,5 тысячи окаменелостей с точно вычисленным возрастом и известным местом залегания. На основе этих данных ученые подготовили серию карт ареалов обитания этих животных в разные периоды времени, учитывающих внутривидовое разнообразие.

Палеонтологи сопоставили сокращение или расширение ареалов обитания на этих картах с изменениями климата и с зоной расселения людей на севере Евразии и Северной Америки.

Как и ожидалось, генетическое разнообразие видов расширялось при увеличении ареала и сокращалось при его уменьшении для большинства видов мегафауны, кроме мамонтов и шерстистых носорогов. Это свидетельствует о том, что климат играл крайне важную роль в жизни мегафауны в течение последних 50 тысяч лет.

По оценкам ученых, мегафауна северного полушария пережила по крайней мере одно расширение ареала 35 тысяч лет назад. Исследователи объясняют это тем, что в это время наступил очередной период потепления - так называемая третья морская изотопная стадия (MIS 3), которая продолжалась до последнего ледникового максимума - эпохи максимального оледенения Земли примерно 26 тысяч лет назад.

В эту эпоху человеческие стоянки на севере Сибири, Европы и Канады еще не существовали, что исключает возможное влияние человека на рост и падения численности мегафауны до последнего ледникового максимума.

Затем ученые изучили роль человека в падении мегафауны после оледенения. По всей видимости, человек практически не влиял на вымирание овцебыков - ареал их обитания мало пересекается с "вотчиной" древних людей и их останки были обнаружены лишь в 1-6% стоянок кроманьонцев Сибири и Европы. Аналогичная закономерность прослеживается и для вымирания шерстистого носорога.

Численность мамонтов сократилась примерно в 5 раз за первые десять тысяч лет контакта с человеком. Кости и бивни мамонтов были обнаружены в 35-40% стоянок древних людей, как и существуют свидетельства того, что древние индейцы из кловисовской культуры охотились на местных мамонтов. Ученые отмечают, что мамонты стали мигрировать к северу после наступления последнего оледенения и не совсем ясно, были ли причиной этого люди или климатические изменения.

По всей видимости, люди оказали наибольший "вклад" в вымирание бизонов на территории Евразии и диких лошадей по всему миру. Останки этих существ были найдены при раскопках в 66-77% известных стоянок, и ареал их обитания неизменно сокращался с расширением человеческой "вотчины".

С другой стороны, северные олени хотя и пострадали и от человека, и от изменений климата, но при этом смогли выжить. На сегодняшний день их численность измеряется миллионами и вымирание им не грозит, благодаря их плодовитости и умению приспосабливаться к новым условиям.

Таким образом, на вымирание арктической мегафауны и сокращение ареала ее обитания повлияли в равной степени и климат, и наступление древних людей на север, заключают ученые.—0--