-7
"Троянские" комары-киллеры обезвредили самок-носителей лихорадки денге - ученые
31 Октября 2011

Специальные комары-"диверсанты", в геном которых встроен "ген смерти", успешно проявили себя в полевых условиях, нейтрализовав примерно половину "диких" самок-переносчиков смертельной лихорадки денге на территории Каймановых островов, пишут британские ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Biotechnology, передает РИА Новости.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно в мире лихорадкой денге заражаются более 50 миллионов человек, умирают - около 20 тысяч. Пока не существует вакцины, позволяющей вылечить или защититься от этой болезни. Лихорадку денге разносят комары Aedes aegypti, мигрировавшие из тропиков Африки на все остальные континенты.

Группа ученых под руководством Люка Альфи (Luke Alphey) из Оксфордского университета (Великобритания) проверила эффективность работы "троянской" разновидности комаров Aedes Aegypti в полевых условиях в заболоченных районах Каймановых островов.

Для своего исследования Альфи и его коллеги выбрали комаров-"киллеров" из семейства OX513A, которые хорошо проявили себя в лабораторных условиях. Как отмечается в статье, развитие личинок этого "сорта" комаров требует регулярных порций антибиотика тетрациклина, который не встречается в природе. Отсутствие тетрациклина "включает" генетическую программу самоубийства, которая убивает личинку в большинстве случаев.

Сначала ученые проверили "совместимость" диких кайманских Aedes Aegypti и комаров-"киллеров". Они отловили несколько десятков взрослых самцов и самок из местной популяции и разделили их на пять групп. К каждой такой группе ученые добавляли аналогичное количество "троянских" особей. Больше половины самок - около 55% особей - спарились с "киллерами", а не со своими обычными "ухажерами".

Затем биологи проследили, как подействует смертоносная генетическая "начинка" на потомков обычных самок и их "троянских" кавалеров. Исследователи собрали оплодотворенные яйца и поставили их в инкубатор. Через несколько дней вылупились личинки, которых ученые разделили на несколько групп, часть из которых получала регулярные порции тетрациклина.

Практически все личинки, лишенные антибиотика, погибли на последней стадии развития или во время превращения во взрослую особь. При этом особи, получившие от своего отца две копии "гена смерти", погибли в полном составе, а популяция личинок с одним отцовским и одним материнским геном сократилась на 96,5%.

Убедившись в эффективности своего метода, авторы приступили к проверке "троянских" комаров в диких условиях. Ученые выращивали относительно небольшие "партии" комаров - по 450 особей в неделю, и выпускали их на волю.
 Для проверки работы "киллеров" Альфи и его коллеги подготовили несколько "полевых инкубаторов" - специальных емкостей, которые имитировали природные водоемы (в них самки откладывают свои яйца). Биологи регулярно проверяли эти ловушки, собирали отложенные яйца и выращивали их в инкубаторах, после чего определяли "родословную" новорожденных.

По оценкам ученых, что 9,6% личинок были носителями "гена смерти", что является достаточно высоким показателем, так как "обычных" самцов в этом уголке Каймановых островов было примерно в 6 раз больше, чем комаров-"киллеров".

Как отмечают исследователи, это соответствует общей эффективности в 56%, что несколько больше 10-40% успешных спариваний, которых достигают другие виды "троянских" комаров. Ученые предполагают, что для полного подавления местной популяции комаров необходимо расширить "производство" комаров-"киллеров" в 2-12 раз.

"Наше исследование показывает, что подавление популяций "диких" Aedes Aegypti вполне осуществимо методом непрерывного высвобождения новых порций комаров из семейства OX513A", - заключают авторы статьи. -0-