8.1
Случайные факторы управляют возрождением живого мира после массовых вымираний - ученые
31 Октября 2011

ЕРЕВАН, 31 окт - Новости-Армения. Случайные экологические и природные факторы управляют процессом возрождения численности и видового разнообразия живого мира после массовых вымираний, из-за чего такие процессы крайне сложно предсказывать и объяснять, заявляют американские палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience, передает РИА Новости.

Группа ученых под руководством Пинчелли Халл (Pincelli Hull) из Университета штата Калифорния в Сан-Диего (США) пришла к такому выводу, проследив за восстановлением планктона в мировом океане после последнего массового вымирания, которое произошло 65 миллионов лет назад.
 В современной палеонтологии существует две гипотезы, описывающие восстановление разнообразия видов после пяти массовых вымираний животных и растений.

В соответствии с "трофическим" механизмом, видовое многообразие животного мира восстанавливалось снизу вверх: сначала появлялись новые виды планктона и других живых существ с низших ступеней пищевой, или трофической, "пирамиды". С другой стороны, "случайная" модель утверждает прямо противоположное: восстановление каждого уровня биосферы зависело не от наличия пищевой базы, а от ряда случайных экологических факторов.

Халл и ее коллеги проверили справедливость обеих гипотез, проследив за восстановлением морской фауны после последнего массового вымирания. Для этого палеонтологи изучили видовой состав микроскопических морских организмов - фораминифер и других видов планктона, которые сохранились в образцах морской коры, залегающей на стыке между породами мелового периода, последней эпохи мезозойской эры, и палеогена - начала современной эры.

Как и ожидалось, видовое разнообразие фораминифер после катастрофы резко уменьшилось. Доминирующие виды планктона вымерли, и их место заняли так называемые формаиниферы-микроперфораты - относительно редкий подвид одноклеточных, обитавших в основном у побережья во время позднего мелового периода. По оценкам палеонтологов, мировым океаном в эту эпоху правили пять видов микроперфоратов, произошедших от одного общего предка, которому удалось пережить катастрофу - Guembelitria cretacea.

Возрождение микроперфоратов сопровождалось резким падением видового разнообразия и общего количества окаменелостей так называемого наннопланктона - самых небольших микроорганизмов, населяющих мировой океан. Это противоречит теории "трофического" восстановления морской фауны - видообразование фораминифер началось еще до того, как предыдущая ступень пищевой пирамиды - наннопланктон - завершила свое восстановление.
 Это подтверждается и тем, что одноклеточные водоросли кокколитофориды, другое первичное звено пищевых цепей океана, восстановили видовое разнообразие и численность намного позже морской живности, стоявшей выше на трофической "лестнице". В некоторых уголках океана сложились процветающие сообщества водорослей и планктона с бедным видовым составом, что тоже противоречит теории "трофического" восстановления.

Затем ученые сравнили образцы из разных частей Атлантического и Тихого океанов и определили примерные сроки восстановления фауны. Оказалось, что этот процесс протекал крайне неоднородно. К примеру, быстрее всего восстановилась восточная часть Южной Атлантики - этот процесс занял у местной живности примерно 200 тысяч лет. С другой стороны, крайне медленно восстанавливался одноклеточный мир в западной части этого региона - там на это ушло около миллиона лет.

Ученые объясняют такие неоднородности влиянием случайных экологических или пищевых факторов, которые в одних регионах приводили к возникновению "совместимых" пищевых цепей и быстрому восстановлению видового разнообразия, а в других - к затягиванию этого процесса из-за вымирания части ступенек трофической лестницы. -0-