Биологи расшифровали геном глистов-аскарид, найдя в нем "мишени" для лекарств
27 Октября 2011

ЕРЕВАН, 27 окт - Новости-Армения. Международная группа биологов впервые расшифровала геном глистов-аскарид - паразитических круглых червей, обитающих в кишечнике свыше миллиарда людей и множества домашних и диких животных, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Как сообщает РИА Новости, группа ученых под руководством Робина Гассера (Robin Gasser) из Мельбурнского университета (Австралия), расшифровавшая геном свиной аскариды (Ascaris suum), полагает, что открытие поможет разработать эффективные средства для борьбы с такими "нахлебниками".

Паразитические круглые черви часто поселяются в кишечнике человека и животных, где они питаются полупереваренной пищей или кровью и тканями своего хозяина. Сильнее всего они распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, где местные природные условия и недостаток гигиены способствуют процветанию паразитов. По современным оценкам, около 135 тысяч человек ежегодно умирают от болезней, которые так или иначе возникают из-за жизнедеятельности паразитов.

Гассер и его коллеги извлекли несколько личинок и взрослых нематод из кишечника домашних свиней, извлекли из них половые клетки и просеквенировали их ДНК с точностью 80 чтений на основание.

В целом, геном свиной аскариды содержит 273 миллиона "букв" - нуклеотидов, которые включают в себя примерно 18,5 тысячи генов. По оценкам ученых, средняя длина одного гена в ДНК аскариды значительно больше, чем у других круглых червей.

Примерно 80% генов аскариды совпадает по своим функциям с аналогичными участками в геномах других круглых червей - "лабораторной" нематоды Caenorhabditis elegans, а также возбудителя слоновой болезни Brugia malayi. С другой стороны, только 9 тысяч генов являются общими для всех видов круглых червей, которые были изучены Гассером и его коллегами.

Биологи проанализировали структуру обнаруженных ими генов и выделили 13,5 тысячи участков с известными функциями. Среди этих генов ученые обнаружили хорошо известные участки M12, С1 и С2, отвечающие за сборку ферментов, которые используются паразитами для проникновения в ткани хозяина и подавления иммунной реакции.

Расшифровка генома позволила Гассеру и его коллегам оценить и изучить арсенал "биологического оружия" аскарид. По оценкам исследователей, нематода использует арсенал из 775 белков, большинство из которых используется для обмана управляющих клеток иммунной системы человека и животных. Другие белки используются личинками для проникновения в кровеносную систему, печень и прочие органы, в которых она обитает во время взросления.

Гены, которые кодируют эти белки, принадлежат к числу самых изменчивых участков генома нематоды, что, вероятно, помогает аскаридам эффективнее приспосабливаться к реакции защитных систем организма-хозяина.

Опираясь на полученные данные, ученые составили список из 210 уязвимых генов, которые можно будет использовать в качестве мишени для лекарственных средств, уничтожающих паразитов. –0--