-3
Виновником смертоносного синдрома белого носа у летучих мышей оказался грибок - ученые
27 Октября 2011

Американские биологи доказали вину грибка Geomyces destructans в эпидемиях так называемого "синдрома белого носа" - болезни, угрожающей вымиранием многим видам диких летучих мышей в Канаде и Соединенных Штатах, исследование опубликовано в журнале Nature.

Как отмечает РИА Новости, за последние пять лет многие виды американских летучих мышей значительно сократили свою численность из-за синдрома белого носа - грибковой инфекции, которая поражает кожу рукокрылых млекопитающих и оставляет белый налет на их морде и других открытых частях тела. По оценкам ученых, это заболевание уничтожило около миллиона мышей с момента его открытия в пещерах штата Нью-Йорк в 2006 году.

Группа биологов под руководством Дэвида Блеерта (David Blehert) из Центра здоровья диких животных в городе Мэдисон (США) доказала, что предполагаемый возбудитель синдрома - грибок Geomyces destructans - является главным и единственным виновником этой болезни.

Как отмечают авторы статьи, этот грибок резко активизируется во время зимней спячки и начинает размножаться, выделяя белые споры, похожие на пудру. Это истощает животное и в конечном итоге приводит к его гибели. Механизмы заражения и возможные причины болезни пока плохо изучены. Некоторые ученые предполагают, что грибок на самом деле является вторичной инфекцией, которая проникает в организм мышей, ослабленных неким первичным патогеном.

Блеерт и его коллеги попытались дать ответ на этот вопрос, проследив за развитием болезни среди тридцати бурых ночниц (Myotis lucifugus), зараженных грибком, который ученые вырастили из спор на теле их погибших сородичей.

В рамках своего эксперимента ученые поместили своих подопечных в специальную клетку, в которой поддерживалась стабильно низкая температура - 6-7 градусов Цельсия. Повинуясь биологически заложенной "программе", ночницы погрузились в спячку, после чего ученые нанесли грибок на их крылья. Через три месяца все летучие мыши были покрыты белым налетом, и на их теле образовались нарывы, после чего биологи прекратили эксперимент.

Затем авторы статьи проверили, смогут ли дикие бурые ночницы, больные синдромом белого носа, заразить своих "домашних" родственниц. Исследователи поймали несколько диких особей и поместили их в тот же холодильник в компании со здоровыми животными. Оказалось, что подавляющая часть здоровых животных - 89% - подцепила грибок от своих диких сородичей.

Ученые связывают это с тем, что ночницы, как и многие другие виды летучих мышей, скапливаются в "рой" непосредственно перед спячкой и спариваются со всеми особями противоположного пола.

Как отмечается в статье, споры грибка Geomyces destructans не переносятся по воздуху - здоровые ночницы, обитавшие в изолированных клетках в течении е нескольких месяцев, не приобрели болезнь от больных мышей из соседних клеток.

Схожее количество и внешний вид нарывов на коже, и отсутствие внутренних повреждений у лабораторных мышей указывает на то, что грибок является единственным микроорганизмом, виновным в эпидемии синдрома белого носа.

С другой стороны, заражение привело к смерти лишь небольшого количества ночниц - около 25%, и выжившие мыши потеряли лишь небольшую часть массы тела. Как предполагают исследователи, цикл развития грибка длится около 180-200 дней, о чем свидетельствует массовая гибель летучих мышей в начале весны, через 205 дней после ухода в спячку.—0--