-12
Динозавры "наматывали" сотни километров за время сезонных миграций - ученые
27 Октября 2011

Камаразавры - гигантские травоядные динозавры юрского периода, мигрировали на большие расстояния во время засухи, преодолевая за время своего путешествия из речных долин в сторону гор около 300 километров пути, пишут американские палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

Камаразавры (Camarasaurus lentus) принадлежат к числу самых крупных травоядных динозавров: длина этих зауроподов могла достигать 23 метров, а вес - 50 тонн. Такие габариты защищали ящера от посягательств даже самых крупных хищников, но при этом требовали практически постоянной подпитки едой и водой. По оценкам ученых, взрослая особь должна была съесть и переварить несколько тонн зелени в сутки только для того, чтобы выжить.

Как сообщает РИА Новости, группа палеонтологов под руководством Генри Фрике (Henry Fricke) из Колорадского колледжа в городе Колорадо Спрингс (США) установила, что эти гигантские рептилии были вынуждены мигрировать в поисках еды на далекие расстояния - на десятки и даже сотни километров от привычных мест обитания.

Фрике и его коллеги пришли к такому выводу, проанализировав изотопный состав эмали на зубах камаразавров. Эти рептилии, в отличие от своих "кузенов"-диплодоков, могли похвастаться большими - около двух десятков сантиметров в длину - и хорошо развитыми зубами.

Как отмечают ученые, зубы у динозавров росли всю жизнь, и каждый значимый этап их жизни "отпечатывается" в эмали. Отношение изотопов фосфора, кислорода и углерода достаточно точно отражают меню древних ящеров и тип почвы, на которой выросли растения, входившие в его "рацион". Таким образом, пищевые привычки и миграции травоядных гигантов можно определить, сравнив изотопный состав разных частей их зубов.

Авторы статьи изучили соотношение изотопов кислорода в 70 образцах зубной эмали, извлеченных из черепов нескольких камаразавров, которые нашли в формациях вблизи города Термополис в штате Вайоминг и в национальном памятнике "Динозавр" на границе штатов Юта и Колорадо.

Палеонтологи сравнили полученные соотношения изотопов кислорода с содержанием "тяжелого" кислорода-18 в образцах окаменелой почвы, собранных по всему бассейну Моррисона - обширной геологической области на западе Соединенных Штатов, в которой залегают окаменелости позднего юрского периода.

Оказалось, что камаразавры проводили большую часть своей жизни в полузатопленных речных долинах, богатых листвой и водой для питья. С другой стороны, часть зубов рептилий содержала относительно небольшое количество "тяжелого" кислорода, что указывает на то, что они некоторое время жили в высокогорных районах, где основным источником влаги выступает вода, которую дождевые тучи "теряют", пролетая над горными массивами.

Анализ образцов почвы показал, что ближайшие горы в эту эпоху находились на расстоянии в 300 километров от долин, где обитали камаразавры.

Затем ученые разделили эмаль на сезонные слои и проверили, как менялся изотопный состав зубов за год жизни древнего ящера. Выяснилось, что миграции из долин в горы и обратно носили сезонный характер, о чем свидетельствуют регулярные взлеты и падения доли кислорода-18.

Исследователи предполагают, что долина пересыхала во время жаркого лета, что вынуждало камаразавров мигрировать в сторону гор, где сохранялось достаточное количество растительности и воды. –0—