-6
Климат крайнего севера Америки сейчас самый теплый за тысячу лет - ученые
25 Октября 2011

Изучение истории самого крупного шельфового ледника в Арктике показывает, что климатические условия на крайнем севере американского континента сейчас самые теплые за последнюю тысячу лет, пишут канадские климатологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
 Авторы исследования - Уорвик Винсент (Warwick Vincent) из университета Лаваля в Квебеке и его коллеги изучали осадочные отложения шельфового ледника Уорд-Хант на канадском острове Элсмир.

Этот ледник, расположенный у фьорда Дизраэли на северной оконечности острова, является крупнейшим в Арктике - его площадь составляет 400 квадратных километров. Однако Уорд-Хант является лишь остатком более крупного Элсмировского ледника, который раскололся в середине 20 века.

В рамках своего исследования Винсент и его коллеги использовали образцы горных пород со дна моря под ледником Уорд-Хант. Исследователи проанализировали химический и изотопный состав обломочных и осадочных пород, оставленных ледником на дне. Они изучали соотношение изотопов марганца и железа, органического и неорганического углерода, изотопов стронция и кальция. Результаты анализа показали, что за последние 8 тысяч лет шельфовый ледник у острова Элсмир полностью таял по крайней мере один раз, а с начала 21 века переживает резкое сокращение площади, передает РИА Новости.

"Распад ледника... в начале 21 века является значительным событием в масштабе тысячелетий и свидетельствует о том, что нынешний климат на северной оконечности Северной Америки является самым теплым примерно за тысячу лет", - отмечают ученые.

По мнению ученых, историю ледника в фьорде Дизраэли за последнюю геологическую эпоху - голоцен - можно разделить на три периода - "морской", "эпишельфовый" и "современный". В раннем и среднем голоцене (послеледниковая, современная геологическая эпоха) северная часть шельфа острова Элсмир была свободна от льда. С другой стороны, омывающие их воды были покрыты многометровой коркой льда, о чем свидетельствует крайне низкая доля углерода органического происхождения в отложениях этого периода.

Примерно 5 тысяч лет назад климат начал меняться и фьорд вступил в "эпишельфовую" фазу. Постепенно средние температуры падали, и в результате на берегах острова появлились толстые ледовые щиты, талая вода из которых попадала в фьорд и обогащала отложения органическим углеродом и кислородом.

Через 500 лет тонкая полоска воды между "морскими" льдами и шельфом острова оказалась заполнена ледовыми массами, сползающими с суши. Об этом говорят отложения, которые характерны для пресноводных озер, образовавшихся под толщей ледника.

Ледник просуществовал в таком виде почти 3 тысячи лет. Как отмечают ученые, 1,5 тысячи лет назад произошло резкое потепление. Повышение температуры привело к расколу ледовой массы, о чем свидетельствует возврат к "морским" отложениям в течение последующих 500 лет. Освобождение моря от льда позволило первым европейским путешественникам-викингам доплыть до берегов Гренландии и некоторых других островов, в том числе и острова Элсмира.

На последнем этапе, примерно 800 лет назад, ледник восстановил свои былые владения и сохранял их до середины 20 века.--0--