8.5
Жир на горшках помог ученым изучить меню древних скандинавов
25 Октября 2011

Европейские археологи восстановили меню древних скандинавов и проанализировали темпы распространения скотоводства и земледелия в Дании и Северной Германии, проанализировав химический состав жира, осевшего на стенках керамических сосудов, пишется в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа археологов под руководством Оливера Крейга (Oliver Craig) из Университета Йорка (Великобритания) полагает, что животноводство и земледелие вытеснили охоту и рыболовство не мгновенно, как считалось ранее, а постепенно, в течение нескольких веков, передает РИА Новости.

Одомашнивание животных и окультуривание растений ознаменовало начало новой эпохи в жизни человечества. Переход к оседлому образу жизни позволил древним людям отказаться от собирательства и охоты и освободил много времени. Ученые предполагают, что это событие послужило причиной демографического "взрыва" 5-4 тысячелетия до нашей эры и так называемой "неолитовой революции" - резкого скачка в уровне культурного и технического развития.

Авторы статьи проследили за распространением земледелия и скотоводства в Северной Европе, проанализировав химический состав жиров, впитавшихся в стенки глиняных горшков, которые древние европейцы использовали для хранения и приготовления пищи.

Как отмечают исследователи, открытие гончарного дела часто связывается с переходом к оседлому образу жизни, но это представление часто оспаривается многими археологами, обнаружившими следы керамики на стоянках племен охотников и рыболовов.

В рамках своего исследования Крейг и его коллеги изучили кулинарные традиции племен древних людей, обитавших на территории Дании и северной Германии на стыке мезолита и неолита - среднего и нового каменных веков, во время "глобального" перехода от собирательства к оседлому образу жизни.

Ученые попытались найти отложения органических веществ на стенках и в пористой поверхности 220 глиняных сосудов, найденных на полуострове Ютландия, материковой части Дании, на островной части королевства и в северных пределах германской земли Мекленбург-Передняя Померания.

Как отмечается в статье, только 133 горшка содержали в себе достаточное для анализа количество жира, белков и углеводов. Археологи разбили эти сосуды на группы в соответствии с возрастом и местом залегания и определили "меню" предков германских племен, живших в этих зонах.

Горшки из прибрежных районов в большинстве случаев содержали жиры, встречающиеся в тканях рыб и других морских животных. Авторы статьи отмечают, что самый распространенный тип сосудов из "морской" группы ранее считался одним из верных признаков перехода от собирательства к оседлому образу жизни.

Керамика из далеких от моря стоянок была чуть больше богата животными и растительными жирами - около трети горшков, извлеченных из захоронений времен раннего неолита, использовались для приготовления пищи из молочных продуктов, мяса домашних животных и зерен культурных растений.

Исследователи считают, что молочные продукты занимали особое место в диете древних датчан и немцев - "следы" молочных жиров были обнаружены в половине сосудов из всех стоянок раннего неолита.

С другой стороны, большинство "континентальных" сосудов хранили в себе некоторое количество рыбьего жира, источником которого вероятно служила пресноводная рыба и другая водная живность. Это подтверждается тем, что в стенках некоторых горшков были найдены застрявшие кости рыб.

Археологи полагают, что это свидетельствует о том, что земледельческие общины Северной Европы не бросали рыболовство и охоту на морских млекопитающий, несмотря на появление домашних животных и культурных растений.--0--