-3
Найден центр самосознания и автобиографической памяти в мозге человека
11 Октября 2011

Верхний отдел гиппокампа - области мозга, отвечающей за пространственную ориентацию и долговременную память, играет ключевую роль в воспроизведении и "записи" автобиографической памяти и необходим для работы самосознания человека, заявляют немецкие нейрофизиологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как сообщает РИА Новости, группа ученых под руководством Торстена Барча (Thorsten Bartsch) из Кильского университета в Германии обнаружила центр самосознания, изучая нарушения работы мозга у 16 пациентов городской больницы города Киль с так называемой "преходящей глобальной амнезией" - полной потерей памяти, которая проходит через нескольких дней.

Эти больные имели проблемы с кратковременной и долговременной памятью о себе и своих действиях. Исследователи провели два опроса - во время приступа амнезии и через некоторое время после нее - и сравнили их результаты с ответами здоровых людей на аналогичные анкеты.

Как и ожидалось, больные не могли вспомнить как перипетии своего недавнего прошлого, так и детали детства и юности. С другой стороны, после спада приступа их память могла поспорить остротой с воспоминаниями людей из контрольной группы.

Магниторезонансная томография мозга пострадавших показала, что у 14 из них была одна или две опухоли в нижней части гиппокампа - так называемой области CA1.

Гиппокамп состоит из нескольких сложенных друг на друга слоев пирамидальных нейронов, к которым относится и область CA1. Нервные клетки в этих областях собирают и обрабатывают информацию, поступающую из других отделов мозга, к которым они "приписаны". Считается, что гиппокамп участвует во всех процессах, связанных с консолидацией и сохранением долговременных воспоминаний, однако полный набор его функций пока не известен.

Барч и его коллеги установили, что расположение центра опухоли соотносилось с остротой потери памяти: больные с опухолью в передней части гиппокампа хуже всего помнили последние годы жизни, тогда как остальные - детство и юность.

По мнению нейрофизиологов, их выводы подтверждают предположение о том, что нейроны гиппокампа задействованы не только в "записи" личностной информации в банки памяти в передних отделах коры мозга, но и при считывании ранее "сохраненной" автобиографии.

Таким образом, нейроны в области СА1 играют ключевую роль не только в формировании личностной памяти, но и в ее воспроизведении и считывании, заключают авторы статьи.

Биологи полагают, что их открытие поможет другим ученым понять, почему болезнь Альцгеймера вызывает в некоторых редких случаях последствия, схожие с амнезией. –0—