8.4
-4
Ученые обнаружили рекордного "родственника" гигантского вируса
11 Октября 2011

Дальний "родственник" мимивируса, крупнейшего из известных ученым вирусов, обнаруженный у побережья Чили, обладает самым большим геномом среди вирусных "собратьев" - его геном из 1,26 миллиона пар нуклеотидов всего примерно в 2,3 тысячи раз короче человеческого, сообщают авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Размеры одной частицы мимивируса, или Acanthamoeba polyphaga mimivirus, могут составлять от 400 до 800 нанометров. Для сравнения, размеры частицы вируса иммунодефицита человека составляет около 100 нанометров. Мимивирус был случайно открыт в 1992 году при исследовании амебы Acanthamoeba polyphaga, и сначала его даже приняли за бактерию.

Согласно РИА Новости, ученым удалось обнаружить несколько собратьев мимивируса, в частности, еще более крупный мамавирус (mamavirus), который оказался почти точной копией первого гиганта. Однако для более детального изучения свойств необычных организмов и наглядной иллюстрации результатов их эволюции был необходим несколько более далекий их "родственник".

Жан-Мишель Клавери (Jean-Michel Claverie) и его коллеги из университета Экс-Марсель (Франция) обнаружили такого "родственника" в пробах воды, взятых у побережья Чили. Геном вируса Megavirus chilensis, состоящий из почти 1,26 миллиона пар нуклеотидов, оказался самым длинным среди известных человеку вирусов.

"Обладая геномом на 77 тысяч пар нуклеотидов, или 6,5%, длиннее, чем у мимивируса, мегавирус показывает, что предел сложности гигантских ДНК-содержащих вирусов все еще не достигнут", - пишут ученые в статье.

Мимивирус и его чилийский "кузен" похожи внешне, однако у мегавируса более короткие "волоски" на внешней оболочке и несколько более крупные капсиды, внешние оболочки, - диаметр описанных учеными вирусных частиц составлял около 680 нанометров.

В лабораторных условиях мегавирус также поражал амебы Acanthamoeba polyphaga, но процесс их "порабощения" и превращения в вирусные "фабрики" шел медленнее, чем у мимивируса. Кроме того, мегавирус просто убивал около трети амеб, которые, как предполагают ученые, скорее всего, не являются оптимальным заменителем для пока не известного истинного организма-хозяина мегавируса.

Мимивирус и мегавирус имеют около 594 белков, сходных по структуре и функции, притом, что всего в геноме первого закодировано 979 белков, а второго - 1120. Часть генома, кодирующая общие белки, скорее всего, досталась вирусам от их общего предка, пишут ученые.

Чилийский "родственник" имеет все те же уникальные свойства, которые характеризуют мимивирус. В частности, у последнего был обнаружен ряд генов, ранее встречавшихся лишь у клеточных организмов, в том числе гены, связанные с процессом синтеза их белков. Мегавирус имеет аналоги всех таких генов мимивируса и даже несколько собственных, которых нет у его собрата. Кроме того, мимивирус и мегавирус имеют похожие наборы генов, кодирующих белки, необходимые для "починки" ДНК от повреждений, которые вызваны ультрафиолетом, радиацией или химическими веществами.

Исследователи отмечают, что до сих пор на происхождение мимивируса есть две точки зрения. По одной из них, мимивирус - это "чрезвычайно успешный генетический "карманник", большой геном которого объясняется горизонтальным переносом генов от амеб, бактерий или других вирусов". По другому сценарию, доля генов, полученных в результате горизонтального переноса, не превышает 10%, а сложный геном мимивирус "унаследовал" от еще более сложного организма-предка.

"Благодаря тому, что эволюционно мимивирус и мегавирус находятся на оптимальном расстоянии друг от друга, их сравнение помогло нам выделить набор генов, который они, скорее всего, получили от общего предка. Этот набор генов включает в себя большинство ключевых свойств мимивируса, характерных для клеточных организмов... Наш анализ поддерживает сценарий, по которому последний общий предок этих вирусов произошел от клеточного организма, а сами вирусы эволюционировали посредством постепенной деградации генома", - пишут ученые в статье.—0--