Мухи-дрозофилы привлекают самцов запахом фруктов
29 Сентября 2011

ЕРЕВАН, 28 сен - Новости-Армения. Самцы плодовых мушек-дрозофил начинают ухаживать за самкой только тогда, когда ее брачным феромонам сопутствует сладкий запах перезрелых фруктов, заявляют европейские биологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

Ричард Бентон (Richard Benton) из Лозаннского университета (Швейцария) и его коллеги полагают, что такой механизм появился не случайно - сочетание брачных феромонов и запаха фруктов гарантирует то, что потомство "молодоженов" будет всегда обеспечено пищей и что самка не будет откладывать яйца "впустую", передает РИА Новости.

Бентон и его коллеги пришли к такому выводу, проследив взаимосвязи между рецепторами обоняния самцов дрозофил, связанных с размножением и распознаванием запаха самок.

Считается, что "мужской" ген FRU управляет всем процессом выбора партнерши и спаривания у самцов-дрозофил. Этот ген заставляет организм вырабатывать множество белков и формировать специальные мускулы, необходимые для спаривания, а также участвует в "считывании" феромонов самки. С другой стороны, рецепторы, воспринимающие брачные запахи, так и не были найдены.

Авторы статьи составили карту нейронов центра обоняния, связанных с геном FRU, и обнаружили ранее неизвестный тип рецепторов IR84a. Нервные клетки с этим рецептором встречаются как на усиках самцов, так и самок - это означает, что они не зависят от "мужского" гена и могут исполнять и другие функции.

Ученые вывели популяцию генетически модифицированных мушек, в организме которых каждая молекула IR84a сопровождалась зеленым флуоресцирующим белком (GFP). Этот белок "подсветил" те нейроны, в которых присутствовали белковые молекулы этого рецептора. Таким образом биологи выяснили, что клетки с IR84a находятся в нервном узле VL2a, который управляет половым поведением мушек.

Затем Бентон и его коллеги изучили то, как эти рецепторы реагируют на мужские и женские феромоны дрозофил. Ни одно вещество не вызвало сколько-нибудь значительной реакции в нейронах с IR84a. После этого биологи перебрали 160 других ароматов, которые включали в себя естественные и искусственные запахи.

Оказалось, что мушки реагировали только на фенил-уксусную кислоту и ее производные - то есть "медовый" запах перезрелых фруктов. Такие молекулы встречаются в большом количестве в бананах и в колючей груше - одном из видов кактуса-опунции. Оба плода являются одним из основных источников пропитания для диких мушек и их личинок.

Как отмечается в этой статье, "отключение" этих рецепторов нарушает половое поведение примерно у половины самцов, а повторное "включение" - восстанавливает его. Интересно, что этот эксперимент уменьшил и частоту гомосексуальных "ухаживаний", что иногда случается среди диких самцов дрозофил.

Ученые проверили свои выводы при помощи мертвых самок, которых они покрыли раствором фенил-уксусной кислоты. В обычных условиях самец практически не реагирует на усопших мушек. Тем не менее, насекомые с "фруктовым ароматом" привлекли примерно в два раза больше самцов, чем "обычные" мертвые самки.

Авторы статьи предполагают, что такой механизм помогает мушкам выбрать не только наилучшего партнера для спаривания, но и удобный и сытный "родильный дом" для своего потомства. -0-