-3
Треть похожих на Солнце звезд могут иметь потенциально обитаемые планеты - ученый
27 Сентября 2011

Около трети похожих на Солнце звезд имеют по меньшей мере одну землеподобную планету, находящуюся в зоне жизни - в области, где может существовать жидкая вода, а значит возможна жизнь. Такой вывод сделал астроном Уэсли Трауб (Wesley Traub), сотрудник Лаборатории реактивного движения НАСА по итогам анализа данных, собранных космическим телескопом "Кеплер".

Этот аппарат был запущен НАСА в марте 2009 года, его задача - поиск экзопланет, похожих на Землю, путем наблюдения за крайне слабыми колебаниями яркости звезд, связанных с прохождением планеты перед диском звезды. За 136 дней наблюдений (данные за этот период доступны для изучения на этот момент) "Кеплер" зафиксировал 1235 планет-кандидатов, передает РИА Новости.

В статье, принятой к печати в Astrophysical Journal, Трауб провел статистический анализ параметров этих планет, таких как масса, радиус орбиты, период обращения, а также физических свойств звезд, попадающих в поле зрения "Кеплера", чтобы ответить на вопрос, насколько распространены подобные Земле и потенциально обитаемые планеты.

Для исследования он взял данные о звездах, близких по своим параметрам к Солнцу, то есть относящихся к спектральным классам F, G и К, и исключил из числа планет-кандидатов 20 объектов, обнаруженных у звезд других типов, и 16 кандидатов, которые скорее всего не являются планетами. Всего звезд группы FGK в поле зрения "Кеплера" оказалось 153,2 тысячи, и планеты были обнаружены у 0,63% из них.

К числу землеподобных планет ученый отнес небесные тела с радиусом от 0,5 до 2 земных радиусов и массой от 0,1 до 10 земных масс.

Результаты анализа данных Кеплера показали, что планеты среднего размера примерно с одинаковой частотой встречаются как около ярких, так и около тусклых звезд. В то же время относительно меньшие планеты значительно реже обнаруживались у ярких звезд и чаще - у тусклых. Это заставило Трауба предположить, что телескоп просто не "видит" небольшие планеты у ярких звезд и на самом деле их "населенность" малыми планетами подчиняется тем же закономерностям, и их число на самом деле значительно выше.

Кроме того, ученый вывел закономерность, связывающую период обращения и распространенность планет.

"Экстраполяция (этой формулы) на более длительные периоды обращения дает распространенность землеподобных планет в зоне жизни у звезд группы FGK как 34% 14%. Следовательно, можно предсказать, что примерно одна треть FGK-звезд обладает как минимум одной землеподобной планетой, находящейся в зоне жизни", - говорится в статье.
Автор отмечает, что прежние исследования, основанные на данных того же "Кеплера", показывали, что распространенность таких планет может составлять 1-3%. Однако Трауб подчеркивает, что их авторы не учитывали "невидимых" планет у ярких звезд, а также не принимали во внимание, что "Кеплер" пока не набрал достаточно данных, чтобы можно было уверенно судить о планетах, период обращения которых превышает 42 дня.

Ученый подчеркивает, что делать более точные оценки можно будет, когда период наблюдений с "Кеплера" превысит 1000 дней.--0--